История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.61

Падение власти Сакья

Считают, что сакьяские иерархи правили Тибетом 89 лет (с 1265 по 1354 г.). Конец власти Сакья положил Джанчуб Гьялцен из Пагмодупа, адепт школы Кагыопа. Пагмодупа (букв. «Некто с Переправы свиньи») - имя монаха Дордже Гьялпо. Он был родом из Восточного Тибета (Кам) и в 1158г. построил скит у переправы, именовавшейся «Переправа свиньи». Это место находилось в устье р. Ярлун, неподалеку от Цэтана. Здесь на р. Кад был построен храм Дэнса Тэл (совр. уезд Нэудон). При Пагпа-ламе был назначен первый типён данного региона Еше Дордже Гьялпо из монастыря Тэл. Он также назвал этот храм Пагмодупа, который стал главным монастырем школы Кагыопа.

Типён Дорджепэл был выходцем из аристократической семьи региона Лан, корни которой уходили к знати Великого Тибета. Один из сыновей семьи Лан всегда становился настоятелем монастыря, а другой, тоже монах, - типёном. Пост настоятеля монастыря стал наследственным в семье Лан с 1208 г. Религиозный центр Пагмодупа находился в Дэнса Тэл, политический - в Нэудоне. Дорджепэл построил Намгъял - административное здание в Нэудоне. В долине Ярлуна было сооружено 12 укреплений.

Джанчуб родился в 1302 г. В 14 лет он уехал из Нэудона в Сакья, где учился несколько лет, изучая как религию, так и методы ведения административных дел. Пребывание в Сакья означало не только стремление получить образование, но и выражение, как это было принято у местных правителей, дети которых приезжали учиться в Сакья, преданности сакьяскому правительству. Джанчуб выделялся среди прочих учеников, настоятель монастыря Сакья как-то сказал ему: «В будущем ты обязательно станешь типёном!»

Когда Джанчубу исполнилось 20 лет, он возвратился в Нэудон и занял должность типёна вместо своего дяди. Джанчуб получил чин деси, китайский титул дасытоу и в качестве символа власти сандаловую печать. Он оказался энергичным и талантливым правителем. С 1322 г. он начал строительство цзона (замка) и укрепил все крупные населенные пункты в своих владениях. Через р. Шанчу был построен мост. Главам местной администрации Джанчуб жаловал земли с крестьянами. Земледельцы и землевладельцы были обязаны высаживать в горных долинах деревья, было развернуто строительство дорог. Джанчуб в своих владениях уменьшил налоги. Среди его помощников во всех этих делах был Шонну Санпо, предок Далай-ламы V. {95}

Окрепнув, Джанчуб задумался о расширении своих владений. Еще до его утверждения в должности типёна в 1346 г. типён соседней области по имени Ясанпа захватил у Нэудона 280 семей крестьян с землей, на требование вернуть землю и крестьян Ясанпа ответил отказом. Тогда Джанчуб напал на Ясанпа и возвратил землю и крестьян силой. Ясанпа обратился с жалобой к Сакья. Правитель Сакья, несмотря на то что Джанчуб вернул земли и крестьян силой, решил дело в пользу Джанчуба. Но одновременно, наблюдая его усиление и будучи осведомленными об антисакьяских настроениях Джанчуба, пончен и иерарх Сакья лишили Джанчуба должности типёна и потребовали от него возвратить символ власти - сандаловую печать. Более того, Джанчуба арестовали. Будучи под арестом, Джанчуб печати не отдавал и нового типёна Нэудона не признавал, заявив, что тот не происходит из семьи Лан, не является его родственником и потому типёном быть не может. Находящегося под арестом Джанчуба подвергли пыткам, но он стоял на своем. Из Сакья в Нэудон выслали войска. Это вызвало открытое недовольство местного населения. Опасаясь того, что вся область Уй подымется в защиту Джанчуба, сакьяские власти освободили его из-под ареста. Этому способствовало и то, что прочие типёны также не поддержали действия сакьяских властей против Джанчуба. Джанчуб возвратился домой, полный решимости отомстить своим врагам. Между Уй, где правил Джанчуб, и Цзан, правителем которого был Ясанпа, начались постоянные столкновения, имевшие место в 1348, 1349 гг. К 1351 г. они переросли в войну, завершившуюся тем, что Джанчуб овладел Цзан и установил свой контроль над Лхасой.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта