История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.62

Сакьяские власти в ответ снова лишили Джанчуба должности типёна и сместили еще нескольких типёнов, которые - одни явно, а другие тайно - поддержали Джанчуба. Войска Сакья вступили в Уй. Джанчуб сжег свою сандаловую печать и, чтобы избежать кровопролития, вступил в переговоры с командующим войсками Сакья - Гава Санпо. В итоге Джанчуб снова был арестован и увезен из армии. Его войска, лишенные командующего, сражаться с войсками Сакья не стали. Джанчуб опять оказался в тюрьме, в руках палача, непокорного типёна держали в колодках на улице, где прохожие забрасывали его грязью. Но однажды на глазах толпы Джанчуб положил в рот брошенный в него кусок грязи, съел его и сказал: «Да, сейчас я ем грязь Сакья. Но скоро точно так же я буду есть самих Сакья!»

К этому времени Гава Санпо поссорился с другими высшими сановниками Сакья, среди которых начались распри. Гава Санпо, {96} надеясь в лице Джанчуба приобрести союзника, отпустил его из-под стражи. В 1352 г. Джанчуб возвратился в Нэудон и поднял восстание против Сакья. В Уй на р. Цанпо он строит монастырь Цэтан. Его войска оккупируют весь Цзан. Противник Г ава Санпо - сановник Вангдон добился его отставки. Под предлогом помощи Гава Джанчуб атаковал Сакья и овладел им. В 1354 г. власть над Тибетом перешла к Джанчубу. Его власть признал и сакьяский пончен, у Сакья осталась только власть над монастырем сакьяской школы. Джанчуб лишил власти верховного иерарха Сакья, посадил в тюрьму Вангдона, отрешил от службы всех 13 типёнов, в центре и на местах уволил 400 чиновников Сакья. Затем он провел административную реформу и поделил весь Тибет на административные округа - цзоны во главе с назначаемыми правителями округов цзонпёнами. Войска Джанчуба заняли все стратегически важные районы Тибета, пограничные гарнизоны были размещены на границах с Китаем. Юаньский двор, который не имел сил повлиять на события в Тибете, принимая во внимание фактическую смену власти в стране, дал Джанчубу титул дасытоу с правом его передачи по наследству и печать. Л. Петех полагает, что, несмотря на реальный переход власти к Пагмодупа, правление Пагмодупа при Юань «не имело легального существования, а Уй-Цзан сюаньвэйсы (наместничество Уй и Цзан. - Е.К.) все еще функционировало, по меньшей мере на бумаге». Эти слова «на бумаге» и отражают суть дела. Только пожалование в 1357 г. Джанчубу титула дасытоу, по мнению Л. Петеха, было сочтено тибетцами «как легитимизация нового режима» [Реtech, 1989, р. 124].

В 1358 г. умер пончен Гьялва-цэнпо. Сторонники Сакья собрали объединенные силы и напали на монастырь Намрин. Джанчуб выслал войска и нанес сакьясцам поражение. Лидер оппозиции был пленен и посажен в тюрьму, 464 человека пленных были ослеплены. В том же, 1358 г. в Пекине умер ди ши - «наставник императора [в делах веры]». В Китай из Тибета двинулось громадное посольство численностью в 800 человек с кандидатами на пост ди ши. Джанчуб остановил посольство в Пагмодупа и объявил, что если это воинское соединение - солдаты, то их мало, а если это все члены посольства, то их слишком много. Чуть позже он посольство пропустил. Новый кандидат на пост ди ши в 1362 г. все же добрался до Пекина, но вскоре там умер.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта