История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.60

В 1276 г. Пагпа-лама приехал в Тибет. Его отношения с понченом были трудными, в стране начались волнения. Пончен не хотел, чтобы Пагпа-лама жил в Тибете. Часть тибетской знати уже больше устраивал Пагпа-лама, проживающий в Пекине. Пагпа пресек волнения, собрав собор представителей буддийской церкви и раздав огромные подарки. Хотя этот жест на время успокоил волнения, неприязнь, а то и ненависть к Пагпе как проводнику чужеземного влияния в Тибете не исчезли. В 1280 г. 46-летний Пагпа был отравлен. Отравители, перед тем как сделать свое черное дело, отправили в Пекин Хубилаю письмо, в котором в смерти Пагпы обвиняли пончена Кунга Санпо.

В Тибет прибыл монгольский отряд для суда над преступником и его наказания. По преданию, Кунга Санпо пришел на суд в белой рубахе (знак его невиновности) и черной шапке (в знак того, что он оклеветан). Случилось так, что подлинный убийца Пагпы покаялся в содеянном и покончил с собой. Хубилай оправдал Кунга Санпо.

Преемником Пагпа-ламы стал его племянник и внучатый племянник Сакья-пандиты по имени Дхармапала, сын Чагны, второго племянника Сакья-пандиты. Чагна умер молодым, в 29 лет. Дхармапала в 1282 г. уехал в Пекин. Через пять лет он должен был посетить родину, но по дороге в Тибет умер. Его {93} смерть снова вызвала в Тибете восстания. Один из типёнов, Дигун, напал на Сакья. Помогли монголы, и потен Аглен с их помощью разгромил Дигуна, его монастырь - Дигунпа, на который опирался мятежник, был взят правительственными войсками штурмом и разрушен.

В 1327 г. скончался иерарх Сакья Даньи Санпопэл (правил в 1305-1327 гг.). у него от семи жен было множество сыновей, которые после смерти отца начали борьбу за власть. Тибет вновь стал утрачивать единство. Вся власть от центра постепенно переходила в руки типёнов. Одновременно слабеющий и раздираемый внутренней враждой монгольской двор отказался от исключительной поддержки Сакья. В 1331 г. в Пекин был приглашен Ранджун Дордже (1284-1338), представитель школы Кармапа. Он впервые вместо сакьяских лам освятил церемонию интронизации Тогон Темура. Вместе с упадком монгольско-юаньского двора слабела и власть Сакья, и установленные в Тибете монгольско-сакьяские порядки.

Мы уже писали, что Тибет был на особом положении в государстве Юань. Для его управления была введена военно-административная система, которая бытовала и в Великом Тибете. Только вместо цэнпо был иерарх Сакья. Взимание налогов для нужд местной власти и повинности по обслуживанию почтовых станций, имевших общеимперское значение, служили «одним из основных факторов управления Юань в Тибете. Подчинение Тибета династии Юань можно рассматривать исходя из этого» [Чэнь Цин-ин, 1996, с. 183]. Тибет, бесспорно, был в зависимости от Юань, но эта зависимость носила особый характер, она не означала того, что Тибет в это время являлся составной неотъемлемой частью Китая. Статус и подчиненность в средние века, являясь предметом изучения и научного описания, не должны служить основанием для жестких выводов в рамках современного международного права. «Красные анналы» в целом благожелательно относятся ко времени правления Сакья как времени объединения Тибета: «К возвышению Хор (монголов) не только весь Тибет был в состоянии анархии, но и в Уй и Цзан не было короля, который правил бы всеми теми [провинциями]. Во времена Хор три чолка Тибета были поднесены как дар... Пагпа и Сакьяпа стали хозяевами мира. Но из-за внутренних раздоров в семье они правили не более 75 лет» [Тиса, 1976, р. 25]. {94}


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта