История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.147

Первая мировая война надолго отвлекла внимание Великобритании от тибетских дел. Внутренняя нестабильность в Китае, борьба китайцев с японской агрессией не позволили центральному правительству Китая кардинально решить проблемы взаимоотношений с Тибетом.

Правительство Далай-ламы ХШ функционировало как реальная власть внутри Тибета. Однако в течение всего периода 10-40-х годов XX в. Тибет не был признан ни одним государством и ни одной международной организацией в качестве суверенного государства. Разумеется, независимость Тибета не признавало и правительство Китайской Республики. Неоднократно предпринимались действия, которые должны были подчеркнуть, что Тибет является частью Китая. Так, например, еще 12 апреля 1912 г.

Юань Ши-кай издал декрет, в котором указывал, что Монголия, Восточный Туркестан и Тибет - это неотъемлемые части Китайской Республики и все жители этих трех регионов

- ее граждане. В том же месяце Юань Ши-кай приказал войскам в Сычуани и Юньнани начать военный{225} поход в Тибет на помощь китайскому гарнизону в Лхасе. Англия заявила, что признает сюзеренитет Китая над Тибетом, но не может допустить введение неограниченного количества китайских войск и приравнивания Тибета к собственно китайским провинциям. Англия отказывалась признать Китайскую Республику до тех пор, пока военный поход не будет прекращен. В августе 1912 г. Юань Ши-кай был вынужден отдать приказ остановить наступление.

В 1913 г., когда в Пекине формировался первый китайский парламент, в состав сената и палаты представителей оказались включены представители Тибета. 15 мая 1913 г. в Пекине был опубликован список сенаторов и членов палаты от Тибета, практически - от тибетцев, так как это были выходцы из внутренних районов Китая [Уа Hanzhang, 1993, р. 251-252].

Первые японо-тибетские контакты

В начале XX в. первые попытки собрать подробные сведения о Тибете и установить контакты с тибетскими властями предпринимают японцы [Кузнецов, 1999, с. 125-134]. В марте 1901 г. в Лхасу прибыл бывший настоятель токийского монастыря Дзёхякурукан Экай Кавагучи. Благодаря своим познаниям в философии буддизма и в медицине Кавагучи познакомился с представителями лхасской элиты, но потом был заподозрен в шпионаже и вынужден спешно покинуть Тибет.

В 1908 г. во время поездки Далай-ламы XIII в Пекин он встречался в горах Утайшань (пров. Шаньси) с японским монахом Сонью Отани, а в самом Пекине - с японским посланником в Китае Гэнсукэ Хаяси и японским военным атташе генералом Ясунаси Фукусима.

В 1911 г. японский монах Бунко Аоки встречался с Далай-ламой в Калимпонге, а затем поехал в Лхасу и пробыл там около года. Бунко Аоки перевел на японский язык некоторые буддийские сутры. В 1914 г. в Лхасу снова приехал Кавагучи и собрал книги по буддизму. В 1913 г. по желанию Далай-ламы японец Ясухиро Ядзима, обосновавшийся в Лхасе, был приглашен в качестве военного инструктора в тибетскую армию. Ядзима служил также и как телохранитель Далай-ламы. Он покинул Тибет в 1919 г.

Японец Токан Тада провел десять лет (1913-1923) в одном из монастырей Лхасы, изучая тибетский буддизм. Далай-лама неоднократно обсуждал с Тада международные проблемы. {226}


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта