История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.148

Усиление Японии в начале XX в. и первые контакты между Тибетом и японцами способствовали появлению определенных симпатий к Японии у Далай-ламы и части тибетской элиты. Это были симпатии к стране единоверцев, способной, как считали в Тибете, в случае необходимости остановить натиск китайцев на Тибет, подобный походу 1910 г. {227}

Часть IV Тибет в 1913-1949 гг.

Первые мероприятия правительства Далай-ламы XIII

Взяв в свои руки власть в Тибете, правительство Далай-ламы XIII попыталось сделать некоторые шаги для улучшения положения в стране. В 1914 г. в Лхасе стали чеканить медные деньги в дополнение к золотым и серебряным монетам. Были напечатаны первые бумажные деньги достоинством в 5, 10, 15, 25 и 50 тыс. транка.

Однако постоянный и несбалансированный выпуск бумажных денег вскоре привел к инфляции. Если в 1910 г. одна транка стоила 6 пенсов, то в 1920 г. - 2 1/2 пенса. В эти годы интенсивно чеканили и новую монету из золота и серебра. Были выпущены первые тибетские марки. Правительство послало в Калькутту двух тибетцев для изучения технологии печатания денег. Четыре тибетца отправились учиться в Англию горному делу, электротехнике, военному делу и работе на телеграфе. Тибетских студентов сопровождал во время их обучения аристократ из семьи Лхалу Луншар, который после возвращения в Тибет стал секретарем финансового департамента, а впоследствии - главой военного департамента. Была сделана попытка отправить тибетцев для обучения в Россию, Германию и США, но она потерпела неудачу.

Большое внимание уделялось созданию новой тибетской армии. В 1916 г. Тибет направил несколько солдат и офицеров в Индию для обучения стрельбе из пушек и пулеметов. Британские и индийские офицеры из охраны торгового агентства в Гьянцэ обучали военному делу 50 тибетцев. Три российских военных инструктора из числа бурятов тайно (они говорили по-тибетски и носили тибетскую одежду) служили в тибетской армии. В Лхасе начиная с 1913 г. работал военным советником японец Ясухиро Ядзима. В том же, 1913 г. Далай-лама назначил главнокомандующим своего фаворита {228}Царона (собственное имя Дасан Дэюл, годы жизни 1886-1959), выходца из незнатных кругов, не связанного с монастырской элитой и лхасской знатью. В конечном счете удалось создать регулярную армию численностью около 5 тыс. человек. Новая армия стала реальной силой для укрепления центральной власти.

Начиная с 1914 г. правительство начало взимать налоги на соль, шкуры и шерсть, а затем ввело подушный налог по две транки с человека. Начали взимать 10%-ную пошлину на чай, ввозимый из Китая. Тибет пытался сделать первые шаги навстречу современной цивилизации, но эти шаги были еще явно недостаточны.

Положение в Каме

После революции 1911-1913 гг. реальная власть в провинциях Китая перешла в руки местных милитаристов. Центральное китайское правительство в Пекине мало вмешивалось в события в отдаленных провинциях.

Еще в 1912 г. местные тибетские племена в Каме и монахи монастыря в Чамдо попытались изгнать из города китайский гарнизон, но потерпели неудачу. После возвращения в Лхасу в 1913 г. Далай-лама назначил калона Джампа Тэндара губернатором Кама, наделив его большими полномочиями. Вместе с Джампа Тэндаром в Кам направились восемь генералов. В1917 г. сычуаньский генерал Бэн Цзо-шен попытался вытеснить отряды тибетцев из Восточного Тибета. В сентябре 1917 г. тибетские войска начали контрнаступление и после длительной осады 16 апреля 1918 г. заняли Чамдо. К лету 1918 г. войска Далай-ламы заняли весь Кам до Дацзяньлу и границы пров. Юньнань. 19 августа 1918 г. в Чамдо при посредничестве британского консула в Кандине Э. Тейхмана командующий тибетскими войсками калон Джампа Тэндар и сычуаньский милитарист генерал Лю Цзань-тин подписали соглашение, в соответствии с которым линия, проходящая примерно вдоль верховьев Янцзы, была признана в качестве временной линии разграничения власти. Под контроль тибетского правительства также переходили расположенные восточнее Янцзы области Дэргэ и Баюл и все монастыри в тибетских районах, оказавшихся под властью Лю Цзань-тина. В соглашении подчеркивалось, что «контроль над всеми монастырями в областях, находящихся под китайским управлением, как и право назначать высших лам и других монастырских чиновников, а также контроль над всеми делами, относящимися к буддийской религии, должны быть в руках Далай-{229}ламы; китайские власти не вправе каким-либо образом вмешиваться в них, но и ламы, со своей стороны, не могут вмешиваться в местную власть китайских чиновников» (ст. 5) [Богословский, 2002, с. 21].


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта