Замки Франции. Путешествие в глубь времен стр.88

При Генрихе IV был составлен генеральный план, в результате осуществления которого общая площадь Лувра увеличилась в четыре раза. Между Лувром и Тюильри в 1608 г. вдоль берега Сены была возведена галерея (длина 420 м), получившая название Большой галереи. Она стала основой будущего музея, так как предполагалось, что здесь будут размещаться королевские коллекции.

Во второй половине XVII в. в Лувре были предприняты широкомасштабные работы с целью приблизить облик дворца к архитектуре эпохи барокко. В Париж из Рима был для этого приглашен один из главных создателей этого стиля Л. Бернини. Однако проект, предложенный им, сочли слишком помпезным. Работа была поручена французским архитекторам К. Перро (1613-1688) построил знаменитую восточную колоннаду в стиле классицизма, которому отдавали предпочтение во Франции. П. Лево (1612-1670) создал ряд интерьеров, в т.ч. зал Августа, предназначенный для размещения королевских коллекций античных статуй, оружия, медалей. После пожара в 1661 г. Лево заново воссоздал галерею Аполлона, отделку и роспись которой осуществил Ш. Лебрен. По его рисункам были исполнены живописные панно для плафонов, облицовка стен, рельефы, даже замки и ручки - все, вплоть до малейших деталей.

С 1674 г. Людовик XIV принял решение сделать своей резиденцией Версаль. Работы в Лувре были приостановлены, многие помещения так и остались недостроенными в течение длительного времени.

В связи с тем, что Лувр утратил значение королевской резиденции, его стали постепенно занимать различные учреждения. Здесь отводились помещения для мастерских художников и для квартирантов. В Лувре жили мебельщик Буль, знаменитый декоратор Верен, скульптор Жирадон, разместивший в Лувре собственную коллекцию, в которой даже была египетская мумия.

Дальнейшую историю Лувра можно - при желании - свести к тому, при каком короле какой архитектор что пристроил, что пе рестроил и что снес. Всякий монарх делал это непременно, и по крайней мере этим входил в историю Франции. Великая французская революция, например, и впрямь оказалась революцией для Лувра - она-то и превратила его в музей. Якобинцы решили устроить здесь «Центральный музеум искусств».

А в годы революции и наполеоновских войн коллекция Лувра быстро разрослась за счет реквизиций у аристократов и конфискаций в ходе военных кампаний за границей... Вот так ход истории пополнял фонды музея! Коллекции музея «хорошели», чего нельзя было сказать о прилегающем к Лувру квартале, ставшем известным парижским гнездом преступности и нищеты.

«Всякий человек, пусть даже приехавший в Париж на несколько дней, заметит покосившиеся фасады десятков домов, обескураженные хозяева которых не производят никакого ремонта Эти здания остались от старинного квартала, который постепенно разрушается...» - так описал этот квартал О. де Бальзак в романе «Кузина Бетта».

Прошла пара лет после выхода книги в свет - и по приказу императора Наполеона III «рухлядь» снесли, квартал полностью уничтожили, а на месте его расположился новый центральный двор Лувра - «двор Наполеона». Именно этот свободный от строений двор и был раскопан археологами в последней четверти XX в., и оказалось, что круг замкнулся. Самая «молодая» часть ансамбля Лувра оказалась как раз над самой древней - над фундаментом того самого «заурядного средневекового замка».


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта