Замки Франции. Путешествие в глубь времен стр.55

После смерти Карла Великого его империя стала дробиться, и феодальный суверенитет привел к тому, что Лангедок постепенно приобрел независимость.

В начале XIII в. эта местность не входила в состав Французского королевства, имела протяженность от Аквитании до Прованса и от Пиренеев до Керси. Итак, фортификации вестготов и франков воздвигались все дальше от первоначальной римской кладки, кое-где подмяв ее под себя. Вторая стена, возникшая позднее, была смертельной ловушкой для тех, кто пытался захватить город: оказавшиеся между двумя стенами уничтожались градом камней и стрел Расстояние между башнями внутренней и внешней стен равнялось длине полета стрелы. С постоянным усовершенствованием стрелкового орркия «смертельная ловушка» становилась все более гибельной.

Управляли Лангедоком дворянские династии, самыми влиятельными были графы Тулузские и клан Транкевелей. По своей значительности Лангедок с его культурой, терпимостью в вероисповедании, любовью к прекрасному, в частности, к песням (это была страна трубадуров, которых здесь принимали очень почтительно, - устраивались даже состязания трубадуров), не имел в тогдашнем христианском мире себе подобных.

Каркассон достиг своего могущества при правлении могущественной династии Транкевелей, разбогатевших на экономических связях с Ближним Востоком, которому они обеспечивали мирные торговые пути. Именно эта широкая, мирная и довольно прибыль ная коммерция подготовила почву для возникновения в XI в. в Лангедоке учения катаров, или альбигойцев (по названию местечка Альби на севере Лангедока). Этот поворот в истории послужит последующим политическим расколам, войнам, инквизициям и массовым избиениям жителей Лангедока.

Делом всей жизни клана Транкевелей стало строительство замка Комталь (замок в замке) и базилики Св. Назария. Именно эта церковь стала основным оплотом для учения катаров, быстро разрастающегося в Лангедоке.

Наша справка

Течение катаров (от греческого «катарос» - чистый) пришло с Балканского полуострова, с территории нынешней Болгарии. Их доктрина базировалась на основе восточной религии - дуализма,, главными постулатами которой являлись, с одной стороны, существование Бога Добра, создателя всего духовного, с другой - дьявола, создателя материального мира, т.е. человека с его пороками, а, следовательно, и церкви.

Основы учения были достаточно строги. Проповедники катаров были аскетами во всем; религию катаров могли исповедовать только те, кто проходил «утешение» - единственное таинство, признанное сектой. Этих посвященных, или «совершенных», в черных одеждах и высоких, остроконечных колпаках звездочетов и увидели жители Лангедока. Их аскетизм, отсутствие «материальной заинтересованности» резко бросались в глаза всем, кто лицезрел разбогатевшие наделы христианской (католической ) церкви в этом благодатном крае.

Папская религия пошатнулась от столь явного противника. Римско-католическая иррковь не пользовалась в Лангедоке особым уважением. В католических храмах иногда по несколько лет не служили мессы.

Коррупция католических монахов отталкивала не только дворян, но и простых крестьян. Неудивительно поэтому, что в Лангедоке, в этом свободном крае, быстро распространилось новое, лишенное многих условностей, учение катаров, или альбигойцев, или «вальденсов» (или лионских бедняков) - по имени купца Пьера Валь-до из Лиона, раздавшего свое имущество, провозгласившего общее равенство, бедность и аскетизм. Катары отрицали догмат о воскресении Христа, объявили обманом все христианские таинства, кроме собственного «утешения». Их любовь к природе вызывала одобрение у трудолюбивого и благодушного населения.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта