История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.40

Договоры были заверены печатями китайского императора и тибетского цэнпо, подписаны министрами и положены в государственные архивы Китая и Тибета. Текст договора также был выставлен для всеобщего обозрения в г. Дасячуане, ставке тибетского командующего пограничными войсками, местному населению на границе Китая и Тибета было дано указание «охранять свои пределы и не нападать на земли дружественной державы» [Бичурин, 1833, с. 221].

Договор подтвердил границы по прежнему соглашению в Цин-шуй 783 г. и, безусловно, был выгоден для Тибета. Все исследователи полагают, что это был равноправный договор, если не считать неравенства в «родственных отношениях» государей: китайский император считался дядей, а тибетский цэнпо - племянником.

Мир продержался двадцать лет вместо заявленных «десяти тысяч». Он завершил цикл войн Великого Тибета и танского Китая, среди которых можно выделить четыре:

1.    638-641 гг. Война длилась четыре года и условно может быть названа войной тибетцев за китайскую принцессу.

2.    670-730 гг. 60-летняя война.

3.    737-783 гг. 46-летняя война.

4.    786-822 гг. 36-летняя война.

Примерно за 200 лет контактов китайской династии Тан и вышедшего на арену мировой истории Тибета между этими двумя государствами 145 лет было состояние войны. Договор 822 г. стал вершиной могущества Тибета на всем протяжении его истории; как писал китайский сановник Ню Сэн-жу, это была пора, когда Туфань-Тибет «и в длину и в поперечнике содержал по десять тысяч ли» [там же, с. 224]. {65}

Последние цэнпо Великого Тибета

У Тисон Дэцэна было несколько сыновей. Старший из них - Мути-цэнпо умер молодым. Власть наследовал другой сын, Муне-цэнпо (797-798). Его короткое правление отмечено попыткой осуществить утопическую идею имущественного равенства подданных. Идея всеобщего равенства родилась в последние годы VIII в. и на тибетской земле. Война разоряла как побежденных, так и победителей. Десятки тысяч тибетских крестьян, вместо того чтобы пахать землю и пасти скот, воевали на окраинах Тибета. Они доставляли богатую добычу цэнпо, его правительству, генералам, оставляли кое-что себе. Солдат служил далеко от родных мест. Его семья разорялась, в то время как знать, крупные землевладельцы богатели. Этого не могли не видеть и представители правящего класса. Те, кто исповедовал новую веру - буддизм, не могли не понимать, что жизнь одних в роскоши, а других в нищете не согласуется с буддийской проповедью, обязывающей монаха носить рясу в заплатах и питаться подаяниями верующих. И миряне-буддисты, даже если они верили, что их нынешняя земная жизнь обусловлена кармой, должны были думать о спасении от страданий, а не о накоплении богатств.

Муне-цэнпо, придя к власти, сказал: «Между моими подданными, между людьми не должно быть разделения на богатых и бедных» [Светлое зерцало царских родословных, 1961, с. 45] - и издал указ о введении уравнительного землепользования. Через какое-то время он поинтересовался ходом реформ и получил ответ: «Государь, богатые стали еще богаче, а бедные еще беднее!» Цэнпо менял план реформ, но, как повествует источник, «три раза уравнивал он богатых и бедных, но каждый раз безуспешно. Богатые были, как и прежде, богаты, а бедные, как и прежде, бедны» [там же, с. 45-46]. По преданию, Муне обратился к Падмасамбхаве с вопросом о причинах своих неудач. Падмасамбхава ответил: «Условия нашей жизни целиком зависят от наших поступков в прежней жизни, и ничего нельзя сделать, чтобы что-либо изменить!» [Shakabpa, 1967, р. 46].


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта