История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.21

Согласно «Голубым анналам», в 632 г. в Кашмир был отправлен Тонми Самбхота, который и создал тибетское письмо на основе письма нагари.

В «Красных анналах» сообщается: «Тонми был послан в Индию. Он учился в школе брахманов... и у пандита Лхариг Сенге письму, грамматике, а также гимнам. Когда он вернулся в Тибет, он переработал пятьдесят букв индийского алфавита в тридцать тибетских и представил это письмо королю, а также научил его министров. ...Он написал много книг, таких, как сутра по грамматике» [^cci, 1976, р. 145-146].

В другом источнике говорится: «Был министр в Ньял, звавшийся Самбхота, сын Тонми Ану... ему король сделал подарки и приказал идти в Индию и изучать письмо. ...Он изучил 364 вида письма... грамматику Панини:

Все, что мы сказали министру Тонми,

Он запомнил,

Он отправился в Индию

И встретил вас, пандита.

Он вернулся в Тибет. Король и министр заточили себя на три года во дворце Мару, и король предпринял усилия для изучения письма и грамматики. ...Он зафиксировал тибетский алфавит в четырех гласных и тридцати согласных» ^hmad, 1995, р. 18-19].

Таким образом, сам Сонцэн Гампо участвовал в создании письма. Вместе с Тонми Самбхота он заперся в замке Мару, и там они изобрели письмо и написали грамматику тибетского языка. Эта{36} версия скорее отражает признательность цэнпо за заботу о создании письма, чем его реальное участие в этом непростом деле. Более того, считается, что попытки создания письма предпринимались и ранее. По заключению Ю.Н. Рериха, «письмо, выработанное Тонми Самбхотой и его школой, не было единственным письмом, созданным в Тибете. Тибет знал несколько других писем, не получивших, однако, распространения. Традиция сохранила названия пяти таких систем письма, ставших известными по именам изобретателей» [Рерих, 19586, с. 109].

Одновременно с проведением важнейших преобразований, связанных с формированием тибетской государственности, происходило расширение пределов Тибетского государства и укрепление внешнеполитического могущества Тибета. Завоевательная активность Сонцэн Гампо была направлена на север, на подчинение тибетских кочевых и полукочевых племен, и на юго-восток, восток и северо-восток, на подчинение и включение в состав Тибетского государства родственных тибетцам тибето-бирманских по языку народов. Центральная власть привела в покорность тибетцев-кочев-ников докпа, предков нынешних голоков, обитающих в верховьях р. Хуанхэ и к югу от этого региона, в современной Западной Сычуани; панака, живущих у оз. Кукунор и в восточной части Цайдама; хорпа, обитающих к северу от хребта Ньэнчентанглха. С первой половины VII в. началась ассимиляция тибетцами цянов сумпа, аша и других племен Северо-Восточного Тибета.

В современной Северо-Западной Сычуани, в районе Сунпань, расселялись дансяны, предки будущих тангутов государства Си Ся. Часть их еще с конца VI в. была в контакте с властями китайской династии Суй. Позднее, при династии Тан, их отдельные правители признавали свою зависимость от Тан или от сяньбийского государства Тугухунь (основано в 313 г.), которое в пору расцвета занимало юг современной пров. Ганьсу, северо-западные районы современной Сычуани-и большинство областей современной Цинхай. На западе владения Тугухунь достигали пределов пров. Синьцзян, на севере - гор Циляньшань и района Хэси. Тугухунь стал первым внешнеполитическим соперником Тибетского государства до его контактов с Китаем и тюрками. В 634 г. тибетцы впервые атаковали дансянов, часть которых была зависима от Тугухунь. В момент возвышения Тибета могущество Тугухунь было уже на излете. Еще в 608 г. тугухуни потерпели сильное поражение от тюрков, а затем их ослабили войны с Китаем. После смены в Китае власти династии Суй на власть династии Тан (618 г.) тугухуни стали еще большим {37} препятствием для продвижения китайских войск по Ганьсуйскому коридору в Западный край. В 627 г. в Тугухунь прибыло китайское посольство с целью предостеречь Тугухунь от нападений на пограничные области Тан. Тугухуньский каган Фу Юнь был приглашен к танскому двору. Фу Юнь не доверял китайцам, поехать в Чанъань он отказался и выдвинул встречную просьбу: заключить мир и дать в жены его сыну танскую принцессу, т.е. заключить договор хэ цинъ - «о мире и родстве», хорошо известный в практике международных связей Китая с внешним миром со II в. до н.э., во времена сношений Хань с сюнну.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта