История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.20

-    государственного канцлера - заместителя командующего армией (кунлон, тиб. Gung blon),

-    министра внутренних дел (наклон, тиб. Nang blon),

-    канцлера-администратора (гогэл, или гогэл чоппа),

-    инспектора-надзирателя (чанченпо, тиб. Spyang chen ро),

-    министра внешних (иностранных) дел (чилон, тиб. Phui Ыоп),

-    министра по налогам и доходам (нгэнпён, тиб. Mngan blon),

-    военного министра - главнокомандующего войсками (мачоги лон, тиб. Dmag go chog gi blon),

-    секретаря (каритинлон, тиб. Bkari phrin blon),

-    министра наказаний (юстиции) (шэлчепа ченпо, тиб. Zhal ce pa chen ро).

Министры и приближенные лица образовывали Государственный совет, состоявший из советников (тогпа), которые подразделялись на советников, участвовавших в решении внутренних дел, внешних дел и просто советников [Wang, Chen, 1996, с. 82-85].

В составе местной администрации в текстах упоминаются:    управляющий земледелием, управляющий орошением земель, налоговый инспектор, надзиратель за пастбищами, ответственный за оборону региона, комендант города (крепости), снабженец армии, начальник гарнизона, переводчик и т.д. [ibid., р. 86-89].

Бьша разработана система уголовных наказаний. За преступления против личности были определены композиции (откуп). Откуп за убийство составлял от 15 до 1000 лан золота в зависимости от социального положения как убитого, так и убийцы. На низком уровне откуп производился скотом.

Штраф золотом брался за прелюбодеяние, если неверную жену или неверного мужа заставали на месте преступления. За причинение ранения также бьша установлена композиция в зависимости от тяжести ранения и того, чем это ранение причинено (ножом, мечом, камнем, палкой и т.п.), и социального статуса лица, причинившего ранение, и того лица, которому ранение было причинено [Сицзан гудай фадянь сяньпянь, 1994, с. 77].

В судопроизводстве и установлении виновности большое место отводилось ордалиям - вытаскиванию белого (невиновен) или черного (виновен) камня из мутной воды, молока, кипящего молока или кипящего масла. По преданию, первые тибетские законы были заимствованы от тюрков и уйгуров [Stein, 1981, р. 31]. {35}

Функционирование органов государственной власти было связано с делопроизводством, а оно требовало создания письма. Создание и введение в употребление письма наряду с социально-административными преобразованиями в обществе, может быть, являются наиболее знаковыми событиями перехода общества к состоянию государственности. Дуньхуанские хроники сообщают: «Прежде в Тибете никогда не было письма. Но оно было изобретено в царствование этого цэнпо, и с тех пор со времен цэнпо Тхисонгцэна (Сонцэн Гампо) появились все блестящие тексты об обычаях тибетцев, науках и великих законах, иерархии министров, власти над старшими и младшими, наградах за добрые дела и наказаниях за дурные дела и злоупотребления, переписи коней для пастбищ и упряжек для полей, уравнивании в праве использования вод, взимании податей фиксированными объемами» [Васо^ Thomas, Toussaint, 1940-1946, р. 161].


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта