История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.184

Зимой 1959/60 г. в Тибете были созданы первые бригады взаимопомощи. Кооперирование проводилось очень быстрыми темпами, как правило непосредственно вслед за проведением аграрной реформы. К февралю 1961 г. в земледельческих районах 140 тыс. крестьянских дворов (90%) оказались объединены в 13 тыс. бригад. Различались временные бригады (совместная пахота и уборка урожая) и постоянные (общая земля, тягловый скот и сельскохозяйственные орудия).

Высшей формой кооперации являлись бригады «высшего типа», где бьша кооперирована и рабочая сила. Ускоренное кооперирование без учета местных условий вызвало недовольство значительной части крестьян. Производство зерна сократилось.

Серьезный ущерб был нанесен скотоводству. В январе 1961 г. ЦК КПК проанализировал ситуацию и принял новый курс: в Тибете не создавать кооперативы и не проводить социалистические преобразования в течение ближайших пяти лет. Бригады «высшего типа» были ликвидированы. Большинство бригад (18 тыс. из 22 тыс. в 1964 г.) превратились во временные бригады. И после проведения кооперирования тибетское сельское хозяйство оставалось технически отсталым и не могло обеспечить потребности снабжения населения городов и армии. {282}

Реформа буддийской церкви

По китайским сведениям, на территории будущего ТАР в начале 60-х годов находилось 2469 монастырей с 110 тыс. монахов и послушников ^sering Shakya, 1999, р. 253]. Численность населения Тибета составляла в 1959 г. 1180 тыс. [ibid., р. 501]. В вооруженных выступлениях 1959 г. приняли участие тысячи монахов. В 1959 г. указом Госсовета КНР были распущены все органы управления тибетской буддийской церкви. После подавления движения большинство монастырей было закрыто, многие разрушены, тысячи монахов были репрессированы, бежали в Индию или погибли. Власти конфисковали сокровища монастырей, связанных с вооруженным движением. На землях монастырей бьша проведена аграрная реформа. Под эгидой властей развернулась массовая кампания за выход монахов из монашеской общины и возвращение их «в мир». Так, в одном из храмов монастыря Дэпун из 301 монаха 281 снял монашеское одеяние. В целом в Дэпуне из 8-10 тыс. монахов осталось только 700.

Панчен-лама выдвинул лозунг: «Пусть Конституция войдет под своды храмов и монастырей». В монастырях стали создаваться Комитеты демократического управления. 9 июля 1961 г. Госсовет КНР распустил и «Совет каньбу» при Панчен-ламе. В Ташилунпо, собственном монастыре Панчен-ламы, в 1959-1961 гг. число монахов уменьшилось вдвое, с 4 тыс. до 1980 человек24 [Smith, 1996, р. 523-524; Преобразования в Тибете, 2001, с. 165].

После принятия ЦК КПК в январе 1961 г. нового курса в Тибете положение несколько стабилизировалось. В апреле 1961 г. 5-я сессия ПК по созданию ТАР провозгласила пять принципов дальнейшей работы: 1) устранение эксплуатации и гнета;

2) осуществление демократического управления в монастырях и храмах; 3) соблюдение Конституции в монастырях и храмах, исполнение декретов правительства; 4) участие лам в труде; 5) решение правительством вопросов материального обеспечения старых и слабых физически лам, а также лам-знатоков канонов. Некоторое число представителей высшего ламства вновь было привлечено к работе в администрации. Так, 3-я сессия тибетского отделения Всекитайского общества буддистов осенью 1963 г. избрала правление отделения в составе 117 человек и президента Тубтэн Кунга, который одновременно являлся заместителем председателя ПК по образованию ТАР. {283}


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта