История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.108

Пэлдэн Дондуб быстро привык наслаждаться неограниченной властью, и подрастающий Далай-лама XII становился для него неприятной помехой. В 1871 г. Пэлдэн Дондуб задумал засадить ламу в отшельнический скит. Кашаг выразил протест против подобного плана. Тогда Пэлдэн Дондуб приказал арестовать трех калонов, а калона Цого велел завернуть в свежую шкуру и бросить в реку. Советник Далай-ламы Кэнраб Ванчук объединил противников Пэлдэн Дондуба. Он объявил о роспуске «Ассамблеи чиновников и монахов Гандена и Дэпуна». Преследуемый солдатами и монахами монастыря Сэра, Пэлдэн Дондуб покончил с собой. Его сторонники, в том числе Цэрин Ванчук Шэтра, были арестованы и высланы из Лхасы.

Место распущенной Ассамблеи заняла Национальная ассамблея (Цонду), включавшая на первых порах настоятелей «трех великих монастырей» (Сэра, Ганден и Дэпун) и руководителей правительственных департаментов [Shakabpa, 1967, р. 187-190; Yа Hanzhang, 1993, р. 207-208; Smith, 1996, р. 140]. Именно с этого времени Национальная ассамблея формально стала высшим органом управления в Тибете10.

В 1872 г. умер Кэнраб Ванчук. В 1873 г. Далай-лама XII взял власть в свои руки, но в начале 1875 г. он внезапно скончался. Кашаг арестовал двух его фаворитов по подозрению в отравлении, конфисковал их имущество и выслал из Лхасы.

Слухи о насильственной смерти Далай-лам возникали в Тибете неоднократно. О них писал еще Гюк, который видел Лхасу в 1846 г.: «Во время нашего пребывания в ЛаСсе (Лхаса. - Б.М.) на троне Тале-ламы сидел девятилетний мальчик; трое его предшественников умерли насильственной смертью, не достигнув совершеннолетия... Первого Тале-ламу будто удавили, второй был задушен в своей спальне, третий же отравлен вместе со всеми членами своего многочисленного семейства» [Гюк и Габэ, 1866, с. 246-247].

Слухи об отравлении Далай-ламы XII и его родных во время путешествия по монастырям южного уя держались особенно упорно. О них сообщают, в частности, Н.М. Пржевальский и Г.Ц. Цы-биков [Пржевальский, 1883, с. 271; Цыбиков, 1981а, с. 151; Ве11,

1924. р. 124]. {166}

Ни регенты, ни лхасская элита, по крайней мере значительная ее часть, ни цинские власти и их представители в Тибете не были заинтересованы в появлении сильного харизматического лидера во главе Тибета, так сказать, второго Великого Далай-ламы V. А у молодых Далай-лам, часто слабых здоровьем, погруженных в изучение канонов, как правило, не оказывалось влиятельных сторонников, и даже если они достигали 18-летия и получали в свои руки печати для религиозных и государственных дел, то не очень долго оставались у власти и «неожиданно» покидали сей мир.

«Китайцы постоянно стараются лишить жизни Далай-ламу раньше, чем тот достигнет совершеннолетия, - утверждала А. Марстон, - хорошо сознавая, что способный правитель, почитаемый с необычайной преданностью не только жителями Тибета, но и всем окрестным буддийским народонаселением, легко может свергнуть китайское иго» [Марстон, 1896, с. 18].

Экономика, социальные отношения и государственно-административное устройство Тибета

Границы и население


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта