История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.101

С ослаблением Цинской империи в XIX в. ослабевала и реальная власть цинских амбаней в Лхасе. Уменьшались цинские гарнизоны. Амбани были вынуждены набирать в солдаты так называемых сино-тибетцев - детей солдат-китайцев и тибеток. Эти люди часто даже не знали китайского языка, говорили только по-тибетски. Боеспособность местных солдат и их вооружение оставляли, как говорится, желать лучшего.

При столкновениях внутри тибетской элиты и при нападении на Тибет амбани часто просто не имели реальных сил, чтобы вмешаться, и бездействовали. Донесения амбаней в Пекин не вызывали никакой реакции цинского правительства. В XIX в. Цины уже не могли организовать походы многотысячных маньчжуро-китайских войск в Тибет, как они делали это в XVIII в.

После 1793 г. двери Тибета оказались закрытыми для иностранцев. Большинство исследователей считают, что политика изоляции стала проводиться либо по указанию, либо под влиянием китайцев [Гюк и Габэ, 1866, с. 257; Regmi, 1961, р. 136; Shakabpa, 1967, р. 173]. Так или иначе, но Кашаг приказал всем местным властям и старейшинам общин всеми средствами препятствовать иностранцам вступать на территорию Тибета. Политика изоляции проводилась в течение всего XIX в. и оказалась большим препятствием для познания тибетцами окружающего мира и, соответственно, для познания Тибета окружающим миром. Она, несомненно, тормозила развитие тибетского общества. В ее проведении были заинтересованы цинское правительство, местные маньчжуро-китайские власти и китайское купечество. Резкое ограничение контактов тибетцев с внешним миром и недопущение в Тибет иностранцев, прежде всего европейцев, должно было способствовать сохранению верховной власти Цинов над Тибетом. Все это неоднократно отмечали иностранцы, посещавшие Тибет в XIX - начале XX в.

«В течение XIX столетия, - писал С.Ч. Дас, - тибетцы следовали во всем китайской политике замкнутости не из боязни потери {156} самостоятельности, но потому, что они незадолго перед этим были покорены и вполне подчинились китайскому влиянию» [Дас, 1904, с. 252]. Другими причинами введения политики изоляции Дас считал коммерческие интересы Китая, боязнь проникновения в Тибет оспы и иных болезней, враждебность пограничных чиновников [там же].

«Несомненно, что Китай, пользуясь своей сюзеренной властью над Тибетом, постоянно заставлял вытеснять европейцев из этой страны, боясь, что в противном случае китайские коммерческие интересы и политическое значение пострадают», - писал А.

уоддель, участник английской военной экспедиции в Тибет в 1903-1904 гг. [Уодделъ, 1906, с. 23].

Значительная часть тибетской элиты, прежде всего высшего ламства, также бьша заинтересована в изоляции страны от религиозного, культурного и политического влияния извне, в особенности европейского влияния. Экспансия Англии в Индии, естественно, беспокоила и цинское правительство, и местные тибетские власти [Гюк и Габэ, 1866, с. 243].

Далай-лама VIII Джампэл Гьяцо (1758-1804) в 1781 г. получил верховное управление страной, но занимался главным образом религиозными делами. Реальная власть находилась в руках регентов Нгаван Цултима и Тэнпи Гонпо Кунделина. Последний управлял Тибетом несколько лет и после смерти Далай-ламы ХТП. Правительство приняло меры для восстановления хозяйства областей, разоренных во время войны с Непалом. В Лхасе имело место антицин-ское выступление, в ходе которого регенту пришлось послать тибетских солдат для охраны амбаней. В 1805 г. Цины прислали в Лхасу двух инспекторов для расследования инцидента. Амбани были обвинены в бездеятельности и коррупции и отозваны. Один из них был отправлен в Китай в оковах, другой - переведен в Урумчи (Восточный Туркестан). Два калона были отстранены от должности, а руководители антицинских демонстраций отправлены в ссылку [Shakabpa, 1967, р. 170-172].


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта