История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.100

Тибетцы выплатили первый взнос контрибуции в 1789 г., и гуркхи ушли с тибетской территории. Но в дальнейшем тибетская сторона попыталась уменьшить, а затем и вовсе отменить выплату контрибуции. В 1791 г. гуркхи вновь вторглись в Тибет. Им удалось занять Шигацэ и Ташилунпо. Маньчжурские амбани предложили Далай-ламе и Панчен-ламе переехать в Кам в Чамдо. Но это сделано не было, так как в войсках гуркхов вспыхнула эпидемия, и их наступление остановилось.

Весной 1792 г. в Тибет прибыла 13-тысячная маньчжуро-китайская армия во главе с генералом Фу Кан-анем. Гуркхи ушли из Шигацэ. В битве у Кьирона они потерпели поражение, китайские и тибетские войска вступили в Непал. Вновь начались переговоры о мире. Непал согласился раз в пять лет посылать в Пекин посольства с дарами императору. Непальцы должны были вернуть всех пленных и награбленное имущество. Шамар-тулку, не дожидаясь своей выдачи победителям, отравился. {154}

Часть II Тибет в XIX в.

Далай-ламы и политика изоляции

Прибытие крупной китайской армии в Тибет и победа китайско-тибетских войск над Непалом позволили Цянъ-луну укрепить верховную власть Цинов над Тибетом. Поскольку и в это время, в конце XVIII в., «статус Тибета оставался лишь статусом великих лам» [Мартынов, 1978, с. 227], подчиненных непосредственно императору Цинской империи, то и форма укрепления власти императора была выбрана соответствующая. В

1793 г. в Лхасу была прислана золотая урна и Цянь-лун повелел впредь избирать Далай-лам и Панчен-лам по жребию из зодотой урны при участии цинских амбаней.

Золотая урна была установлена в соборе Джокан в Лхасе. В столице Тибета, в Шигацэ и Динри разместились китайские гарнизоны.

По распоряжению Цянь-луна Далай-лама, Панчен-лама и Кашаг не могли представлять петиции непосредственно императору. Они должны были подавать все прошения только через амбаней. Отныне вся переписка тибетских властей (даже с монголами Кукунора, союзниками Цинов в Тибете) шла под контролем амбаней. Они же командовали цинскими гарнизонами и местной тибетской армией, отвечали за охрану границ и за недопущение в Тибет иностранцев. Только амбани подписывали документы, разрешающие путешественникам находиться в стране; они контролировали важнейшие судебные решения и финансовые вопросы.

Конец XVIII в. стал зенитом реальной цинской власти в Тибете. Своего рода символом этой власти стала процедура избрания Далай-лам и Панчен-лам с помощью жребия из золотой урны. Цинский император повелел использовать эту процедуру; цинский амбань должен был вынимать из золотой урны билетик с именем {155} нового перерожденца. Таким образом, высшие сакральные тибетские власти определялись с помощью процедуры, предписанной пинским императором, что и должно было символизировать верховную власть Цинов над Тибетом. Но так было в теории. На практике в XIX в. реинкарнация каждого нового Далай-ламы проходила в условиях борьбы. Обязательно применялись традиционные тибетские методы определения нового перерожденца. Метод «жребия из золотой урны» использовался в большинстве случаев, но не всегда.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта