Замки Франции. Путешествие в глубь времен стр.137

Генрих III любил надевать на балы платье из розовой с серебром парчи, волосы его украшали фиалки и бриллианты, а шею обвивала нитка жемчуга; по словам французского хроникера Пьера д'Этуаля, «глубина его декольте не позволяла определить с первого взгляда, кто перед вами - король-женщина или королева-мужчина».

В 1580 г. архитектор Андруэ Дю-серсо воплотил замысел Филибера Делорма, построив на мосту через реку Шер новое крыло. Эта двух260

этажная конструкция представляла собой два длинных фасада, прорезанных ритмично чередующимися окнами, ризалитами, люкарнами. Верхний этаж, оборудованный как бальный зал, был богато декорирован, как и вся остальная часть замка.

Роскошные праздники, навеянные воспоминаниями об античности и мифологией, на которых придворные молодые дамы бывали зачастую полуобнажены (это был «летучий

В парках и садах Шенонсо эскадрон», в обязанности которого входил сбор всякого рода информации, которая затем передавалась королеве), закончились со смертью Екатерины, настигшей ее в Блуа в 1589 г. В своем завещании она передавала замок Шенонсо Луизе де Водемон, жене Генриха III.

Несколько месяцев спустя, в августе 1589 г., король был убит Жаком Клеманом Перед смертью он продиктовал письмо своей супруге, в котором говорил: «Моя голубка, надеюсь, что скоро поправлюсь, просите Господа за меня и не уезжайте оттуда, где вы находитесь». Возможно, эти слова послужили причиной того, что королева оставалась в Шенонсо до самой своей смерти. Все празднества прекратились, мебель была затянута черными драпировками в знак траура, и королева призвала в замок урсулинок для совместных молитв.

По королевскому обычаю, существовавшему еще со времен античности, она носила траур белого цвета, который не снимала до 1601 г., года своей смерти, откуда и возникло ее имя - «Белая дама». Замок по наследству перешел к Франсуазе де Меркер, жене Цезаря Вандомского.

Начиная с этого момента короли Франции покинули Шенонсо. Последним там жил Людовик XIV в 1650 г. в возрасте 12 лет.

Состояние заброшенности, в котором герцоги Вандомские и Бурбоны-Конде оставили замок, было прервано с переоборудованием одного из его крыльев в монастырь капуцинов. От этой эпохи остался подъемный мост, служивший для изоляции монахов от внешнего мира.

В 1733 г. герцог Бурбонский продал замок богатому землевладельцу-банкиру Клоду Дюпэну. Его жена, поклонница искусств, науки, литературы и театра, открыла в Шенонсо модный салон, на котором мелькали имена многих знаменитостей той эпохи. Жан Жак Руссо стал секретарем мадам Дюпэн и наставником ее дочери. Он тогда писал: «...В этом прекрасном месте было много развлечений, здесь очень хороню кормили, я стал жирным, как монах. Здесь любили музицировать, читать пьесы. Я сочинил здесь произведение в стихах под заглавием "Аллея Сильвии" по названию аллеи парка, огибающей Шер».

И действительно, мадам Дюпэн устроила небольшой театр с показом спектаклей и оборудовала физический кабинет. Комнаты старых апартаментов были заново меблированы и стали более уютными.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта