Замки Франции. Путешествие в глубь времен стр.129

ШАМБОР: ПОД ОХРАНОЙ ПРИЗРАКА ТИБАЛЬДА

Это воистину один из самых прекрасных замков долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в X в. графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 г. она была приобретена Людовиком Орлеанским.

Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской короны.

Как достопримечательность Луарского дола замок был упомянут уже великими французами - писателем Франсуа Рабле и поэтом Пьером Ронсаром. В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Вознесшийся среди болот Солони архитектурный облик Шам-бора придан Телемскому аббатству.

Элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 г. в возрасте 20 лет стал королем Франции. После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии, тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи.

Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка Блуа. Леонардо да Винчи в 1517 г. работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519-м он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза.

В тот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор.

Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 г., было занято более 1800 человек. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортоны.

Во время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с одинаковыми апартаментами.

По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к итальянской архитектуре

Сдвоенная лестница оригинальной конструкции классического направления. План в форме креста не использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 г. в базилике св. Петра в Риме. Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи.

Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта