Замки Франции. Путешествие в глубь времен стр.121

Кики истории

Обинъе Теодор Агриппа д' (1552- 1630), французский поэт и историк. Гугенот, активный участник Религиозных войн, соратник Генриха Наваррского (будугцего Генриха IV). Раннее творчество Обинъе (сборник «Весна», изд. 1874г.) отмечено подражанием «Плеяде». Главное произведение Обинъе - «Трагические поэмы» в 7 ч. (1575-1615 гг., изд. в 1616 г.). В них то в форме библейских иносказаний, то страстной инвективы, то лирических излияний описаны невзгоды народа в период Религиозных войн, сатирически изображены главари обеих партий. Обинъе написал также автобиографию, памфлеты и роман «Приключения барона Фенеста» (кн. 1-4, 1617-1630 гг.) - сатиру на дворянство, где ощутимо влияние Ф. Рабле. «Всемирная история» Обинъе излагает исторические события, происходившие во Франции в 1553-1602 гг., главным образом посвящена Религиозным войнам. Основанная на личных воспоминаниях автора, на переписке военно-политических деятелей и других архивных источниках, содержит большой фактический материал. В значительной мере направлена против королевского абсолютизма.

Происходил д'Обинье из провинциальной дворянской семьи. Отец его был убежденным гугенотом. С ранних лет видел Агриппа ужасы междоусобной розни. В своих «Мемуарах» он вспоминает о следующем характерном случае: «Когда ему было восемь с половиной лет, отец повез его в Париж. Проезжая в ярмарочный день через Амбуаз, отец увидел головы своих амбуазских сотоварищей, которых еще можно было различить на виселице, и был так взволнован, что перед толпой в семь или восемь тысяч человек воскликнул: «Палачи! Они обезглавили Францию!» Увидя на лице отца необычайное волнение, сын подъехал к нему. Отец положил ему руку на голову и сказал: «Дитя мое, когда упадет и моя голова, не дорожи своей, чтобы отплатить за этих достойных вождей нашей партии. Если ты будешь щадить себя, да падет на тебя мое проклятие!»

И Агриппа вполне оправдал отцовские ожидания. Свою неукротимую энергию отдал он делу гугенотов. В 1568 г., обманув бдительность опекуна, он спустился через окно на простынях, в одной рубахе, босой, чтобы присоединиться к вооруженному отряду своих единоверцев.

С этого времени его жизнь становится похожей на авантюрный роман.

О д'Обинье говорят как о человеке, «который ничего не боится». Всегда на коне, со шпагой и пистоле том в руках, ищет он «опасности и славы». Будучи приближенным Генриха Наваррского, он не смешивается с толпой придворных льстецов. Переход Генриха в католицизм ради тою, чтобы утвердить свое право на французский престол, явился для него тяжелым ударом. Но ради личных выгод д'Обинье не отрекся от «истинной веры». Он гордился этим и в «Мемуарах» писал: «По справедливости, д'Обинье мог сказать, что кроме тех дней, когда он болел и страдал от ран, он не провел без работы и четырех суток подряд». Не раз находился он на краю гибели. Четыре раза враги приговаривали его к смертной казни. По словам д'Обинье, «никогда и нигде Бог не давал ему жить в безопасности».

Воином, борцом, трибуном оставался д'Обинье и в своих литературных произведениях. Писал он и любовные стихи. Однако в его юношеской лирике уже звучат мотивы, не свой-


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта