Вызов науки

Папский Рим часто вступал в противоречие с собственными достижениями, особенно в отношении научных исследований и философских теорий. Контрреформация и ортодоксальное догматическое мировоззрение порождали странные аномалии в развитии естественных наук, и в то же время духовенство покровительствовало прогрессу научной мысли. Хороший пример — принятие григорианского календаря, изданного в 1582 году папой Григорием XIII (1572—1585). Благодаря новым астрономическим методам удалось скорректировать отставание в днях от старого юлианского календаря, бывшего в употреблении более тысячи пятисот лет. Эту инициативу (являвшуюся большим достижением), посчитав ересью, отвергли нации, исповедовавшие протестантизм, в некоторых случаях — на несколько столетий. И кто может их винить, когда та же римская церковь запятнала себя судом над Галилео Г алилеем?

Галилео, астроном и физик, друг Урбана VIII, — человек, про которого британский физик Стивен Хокинг сказал, что «он породил современную науку». Инквизиция дважды арестовывала Галилея. От него требовали, чтобы он перестал признавать систему Коперника лучшим способом понимания Вселенной. Умудренные друзья, в том числе и папа, желавший спасти себя от страшной необходимости сжечь ведущего ученого современности, уговорили Галилея. Однако пожизненный домашний арест и католическая вера не помешали Галилею контрабандой отправить в Голландию свою великую и лучшую работу — «Беседы и математические доказательства о двух новых науках» — и опубликовать ее. Подобные усилия друзей оказались тщетны в случае с доминиканцем Джордано Бруно, взошедшим на костер на Кампо дей Фьори в 1600 году. В 1980 году Иоанн Павел II принес от своего лица извинения за отношение церкви к Галилею. Извинения запоздали, однако Ватикан указал тем самым на свое принципиальное отношение к проблеме. Поскольку церковь считает себя институтом, который при Божьем руководстве открывает миру истину, она не может не признать себя виновной в своих заблуждениях даже по прошествии четырех столетий. В 1889 году новое итальянское государство возвело памятник на месте казни Бруно, признав ученого мучеником, пострадавшим от папской нетерпимости, однако даже в начале XX века комментатор из числа священнослужителей все еще не мог заставить себя признать вину церкви. Так, в сочинении П. Дж. Чэндлери «Прогулки пилигрима по Риму» (1903) мы читаем:

Его жизнь была бы спасена, захоти он покаяться и признать ошибки. Но он до конца проявил упрямство и не раскаялся, а когда у костра ему поднесли распятие, отвернулся и отказался его поцеловать.

Лев XIII (1878—1903) в энциклике 1890 года прояснил для верующих свою позицию:

Установка памятника вероотступнику Ноланцу1 (Бруно. — Дж. Б.) при активном содействии правительства была осуществлена и распропагандирована сектой (франкмасонами. —Дж. ?.), чьи представители не постыдились публично заявить о цели своей акции и разъяснить ее значение. Целью было оскорбление папства, а значение заключалось в том, что вместо католической веры нам предлагают абсолютную свободу критики и вольнодумства.

Эти жесткие слова были написаны в особенно трудное для папства время. Лев XIII призван был восстановить Папскую область, однако, по иронии судьбы, взамен непримиримости внес в свою политику умеренность и здравый смысл. Ватикану понадобилось почти столетие, чтобы отвоевать роль духовного и морального арбитра. Реабилитация Галилея стала знаком такой перемены; появилось даже предположение, что и Бруно не только реабилитируют, но и причислят к лику блаженных либо канонизируют.

Ватикан часто становился жертвой собственных принципиальных установок. То, что казалось абсолютно верным в начале столетия, выглядело по-другому под конец того же века. В данной главе, рассматривающей Рим как главный адресат эпохи Просвещения, я прихожу к выводу, что на протяжении столетий Рим отставал от исторического развития. Предлагаю в последний раз в этой книге заглянуть в базилику Святого Петра.

При входе в храм людской поток относит вас вправо (если судить по компасу, это к северу), в направлении к «Пьете» Микеланджело. Естественно, что вы проследуете мимо первого столба прохода. Поднимите глаза — под первой аркой вы увидите памятник королеве Кристине, изготовленный по проекту Карло Фонтана и установленный в 1689 году. На противоположной стороне прохода симметрично стоит памятник, к которому мы и направляемся. Для этого придется пройти наперерез толпе. (Внимательные читатели заметят, что я не пригласил их зайти за первый столб, в глубь помещения; вы сами рассудите, во благо ли это.) Элегантная гробница создана в неоклассическом стиле, столь характерном для скульптора Антонио Кановы (1757—1822). Простая, но торжественно пропорциональная греческая стела из белоснежного мрамора подобна фасаду воображаемого мавзолея, двери которого охраняют спящие ангелы. Над притолокой — надпись на латыни:

IACOBO III IACOBIII MAGNAE BRIT REGIS FILIO KAROLO EDUARDO ЕТ HENRICO DECANO PATRUM CARDINALIUM IACOBI III FILIS REGIAE STIRPIS STUARDIAE POSTREMIS ANNO MDCCCXIX 1819

ЯКОВУ III,

СЫНУ ЯКОВА II, КОРОЛЯ АНГЛИИ.

КАРЛУ ЭДУАРДУ И ГЕНРИХУ, КАРДИНАЛУ ЙОРКСКОМУ, СЫНОВЬЯМ ЯКОВА III, ПОСЛЕДНИМ ИЗ СТЮАРТОВ.

1819 год

Над этими словами барельефы с изображениями всех троих. Венчает стелу маленький медальон с гербами Англии, Шотландии, Франции и Ирландии.

Карта
rss
Карта