История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.67

Цзонкапа понимал, что верующих может объединить большая соборная молитва. В 1399 г. в цзоне Олка он провел первый монлам в{103} 15-й день нового года. Цзонкапа лично возрождал большие собрания верующих буддистов. Первое такое собрание известно в 1076 г., затем монлам имел место в 1277 г. [Цзанцзу цзяньши, 1985, с. 183-184].

В 1397 г. в диспуте с Цзонкапой потерпел поражение известный буддист Гьялцен Дже. Он и столь же известный буддист Рэмдава вскоре стали одними из лучших учеников Цзонкапы и главными его помощниками. Слава Цзонкапы как знатока религии распространилась по всему Тибету. Его прежний учитель Рэмдава посвящает своему талантливому ученику следующие стихи:

Поклоняемся стопам Лосан Дакпа,

Прославившегося мудрым,

Цзонкапы, высшего украшения тибетских мудрецов,

Авалокитешвары, великого клада непостижимого милосердия!

Манджушри, знающего совершенно все!

[Цзонхава, 1913, с. XXIII].

В 1408 г., когда Цзонкапе было 52 года, ему было видение Манджушри, который сказал: «Если ты восстановишь храм Джово в Лхасе и его опоры (тела Будды) и если ты устроишь там праздник великих чудес Будды, то за это последует много добра для живых существ и Учения». Тогда Цзонкапа решил праздновать Большой путь (Монлам ченмо) в Лхасе. Политическая суть монлама была определена тем, что участвовать в нем были приглашены правители Тибета из дома Пагмодупа и все крупные жертвователи монастырям Центрального Тибета plondeau, 1997, р. 75-76]. В 1409г. был проведен общетибетский монлам, новогодний праздник, с грандиозным представлением о принятии Тибетом буддизма. Цзонкапа сделал эти собрания-празднества ежегодными. Во время монламов читади сутры. По традиции именно с монлама 1409 г. ведется отсчет школы Гэлугпа. Во время первого монлама было решено построить монастырь Ганден. В монламе приняли участие более 10 тыс. монахов, сотни светских лиц, потрачены тонны масла и зерна, мясо 220 яков и овец, 500 плиток кирпичного чая. «Гэлугпа» - название новой школы - истолковывалось как «хороший (образцовый) порядок» [Цзанцзу цзяньши, 1985, с. 184].

Порядок должен был быть установлен прежде всего в своей общине, в монастырской среде. Цзонкапа потребовал от монахов строгого соблюдения монашеской дисциплины. Монахи должны были соблюдать безбрачие, не работать и не вмешиваться в светские дела. Они должны были способствовать процветанию своего {104} монастыря, обучению и воспитанию будущих монахов. Новая школа создает свои монастыри: в 1409 г. - Ганден в 30 км к востоку от Лхасы, в 1416 г. - Дэпун (Дрепунг; в отечественной исторической литературе наименование данного монастыря транскрибируется по-разному, например: «Брайбун», «Брайбунг», «Дрепунг», «Дэпунг»), в 1418 г. - Сэра и в 1447 г. (уже после смерти Цзонкапы в Шигацэ) - Ташшгунпо. В Гандене, Дэпуне, Сэра жило по 4-5 тыс. монахов.

В 1419 г. Цзонкапа скончался. Его заслуга состояла в том, что он создал религиозно-общественное движение, которое отвечало запросам времени и было востребовано в условиях очередной борьбы внутри Тибета за власть.

В 1432 г. настоятелем монастыря Ганден стал Кэдуб Дже, будущий первый Панчен-лама. Он был в добрых отношениях с будущим первым Далай-ламой, который был на шесть лет моложе и на восемь лет позже его стал учеником Цзонкапы. Кэдуб Дже победил в диспуте главу «Красных шапок» Ринченпа. Став настоятелем Гандена, он построил зал, в котором была помещена большая ступа с останками Цзонкапы, и написал его жизнеописание.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта