История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.64

Первые императоры Мин - Тай-цзу (1368-1399) и Чэн-цзу (1403-1425) были по вероисповеданию буддистами. Тибетский буддизм не противопоставлялся китайскому и рассматривался как одна из равных форм религии. В Пекине жила группа сторонников Карма-па, образовавшаяся после визита 4-го главы Кармапа Ролпэ Дордже к юаньскому двору императора Тогон Темура в 1360-1362 гг. В марте 1403 г. Чэн-цзу пригласил 4-го Кармапа школы Кагьюпа совершить в Нанкине обряд в память об его отце - императоре Тай-цзу и матери - императрице Ма. Обряд был совершен 14 марта 1407 г. Чэн-цзу даровал 4-му Кармапа право возглавить буддийскую религию и стать главой монахов в Поднебесной. Тот это предложение не принял, как и предложенное ему единовластие в Тибете, под предлогом нежелания подавлять другие школы тибетского буддизма. Любопытно, что историки школы Кармапа включают императора Чэн-цзу и его супругу императрицу Сюй в число учеников 4-го Кармапа.

Войны минского Китая и монголов велись с переменным успехом. В 1410 г. китайцы разбили монголов на р. Тола, а в 1449 г. {99} минская армия была разбита монголами всего в 30 км от Пекина (Пекин стал столицей Мин с 1421 г.), и минский император попал в плен. Китайским властям было не до Тибета. Вся внешняя политика Мин в XV в. была направлена на борьбу с монголами, на обеспечение безопасности северных и северо-западных границ государства, а чуть позже в связи с активизацией тибетского буддизма в Монголии и Джунгарии - на недопущение и пресечение монголо-тибетских связей. В сфере внимания властей Мин были лишь пограничные районы Тибета.

В 1369 г., когда минским властям сдался юаньский гарнизон г. Линьтао, в Тибет было отправлено письмо с извещением о смене власти в Китае, цитированное выше. Региональные пограничные правители - тусы начали сдавать минским властям свои символы власти - пайцзы и печати, полученные ранее от юаньской администрации. С целью укрепления границы минские власти стали создавать сеть пограничных караулов - вэйсо. Цепь этих караулов по линии Маочжоу-Сунчжоу-Вэйчжоу-Таочжоу и Миньчжоу отделила пограничной линией Китай от Тибета. Войны на севере требовали пополнения армии лошадьми, и на границе стали создаваться управления чамасы (чая и лошадей), которые ведали рынками по обмену китайского чая на тибетских лошадей.

При Дакпа Гьялцене начались контакты правителей Тибета с минским двором. В 1406 г. император Чэн-цзу послал в Тибет монаха Чжи Гуаня с дарами и пожаловал Дакпа яшмовую печать, титул го ши (наставник государства), золото и чай. Главе Тибета был одновременно пожалован светский титул чанъхуа-вана.

Представители разных религиозных школ Тибета имели свои контакты с минским двором. Мы уже упоминали ранее, что в 1407 г. китайский двор посетил четвертый перерожденец школы Кармапа. В 1410 г. Китай по приглашению китайских властей посетил сакьяский лама Кунга Ташетпа и получил от китайского двора титул махаяна-дхарма-раджа (да чэнъ фа ван), в 1406 и 1414 гг. минский двор пригласил лам новой школы Гэлугпа. В Нанкин пригласили и Цзонкапу, но он в Китай не поехал, а послал вместо себя Джамчен Чойдже Шакья Еше, который тоже получил титул махаяна-дхарма-раджа и стал личным ламой китайского императора.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта