История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.57

Когда в 1251 г. великим всемонголъским ханом стал Мунке, он принял в свои руки от Годана управление Тибетом. Известно, что Мунке повсюду стремился навести порядок. В Тибет были посланы чиновники для проверки учета населения, а за местными духовными и светскими правителями были утверждены их владения. В это время в Тибете не было монгольских гарнизонов и Тибет еще не был связан с центром системой почтовых станций. Будущий основатель династии Юань как раз в это время по приказу Мунке завоевывал государство Наньчжао-Дали в нынешней провинции Юньнань и китайское государство Южная Сун.

К этому времени в Северном Китае возник серьезный конфликт между буддистами и даосами. И те и другие искали покровительства монголов и утверждали превосходство своей веры. Даосы заявляли, что Будда не кто иной, как перерожденец Лао-цзы, который удалился на запад и появился в Индии, чтобы просвещать варваров. Буддисты же, полагая, что Будда жил раньше Лао-цзы и Конфуция, объявляли последних учениками Будды. По распоряжению великого хана Мунке в 1258 г. в Кайпине, заново отстроенной ставке Хубилая, был проведен диспут между буддистами и даосами. Даосы диспут проиграли. Было сожжено некоторое количество даосских сочинений, более 200 даосских храмов переданы буддистам, 17 ведущих даосских иерархов были силой обриты и обращены в буддийских монахов. Этот печальный для даосов исход диспута не был случаен. Ближайшим советником Хубилая в это время был буддийский монах Лю Бин-чун, а любимая жена Хубилая Чаби, о которой говорили, что она была очень красива, являлась ревностной буддисткой.

В 1258 г. четыре монгольские армии устремились в Южный Китай. Одной из них командовал лично Хубилай. В августе этого же года в том походе скончался великий хан Мунке, причиной смерти которого стала травма, полученная от попадания в его голову камня, пущенного из камнемета. На великоханский престол стали претендовать три младших брата покойного - Хубилай, Хулагу и Ариг-Буга. Хулагу, ранее много времени проведший в Иране, решил возвратиться туда, при решении вопроса о великом хане его симпатии были на стороне Хубилая. Ариг-Буту кроме ряда высших должностных лиц империи поддерживала одна из жен Мунке. Войска Ариг-Буги двинулись во владения Хубилая. Жена Хубилая Чаби срочно организует оборону Каштана и вызывает мужа с юга. {89}

Весной 1260 г. Хубилай срочно возвратился в Кайпин, где и был созван курилтай, провозгласивший его 5 мая великим ханом. В ответ на это сторонники Ариг-Буги на курилтае в Монголии избрали великим ханом Ариг-Бугу. Ариг-Бугу поддержал и хан Золотой Орды Берке, но активно ему помочь не мог, так как в это время между Берке и Хулагу шла война. Хубилай объявил Арик-Бугу узурпатором, себя - императором Китая и принял по китайской традиции первый девиз царствования Чжун-тун. Пагпа-лама объявил Хубилая перерожденцем бодхисаттвы Манджушри.

В 1269 г. Пагпа-лама, трудившийся по приказу Хубилая, представил императору новое письмо государства, состоявшее из 41 слога, основанное на тибетском алфавите. Эти буквы наподобие китайских иероглифов напоминали квадрат, отсюда и принятое название письма - квадратное. Достоинством письма являлось то, что оно достаточно точно передавало фонетику как монгольского, так и китайского языка. Титул Пагпа-ламы звучал так: «Под Небом, на Земле, сын бога Индии, изобретатель письма, воплощенный Будда, человек, предназначенный установить царство, источник риторики, ученый Пагпа, наставник императора» ^hmad, 1995, р. 98].


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта