История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.37

- Хэшан (хэшан букв, «монах», т.е. не имя собственное). «Светлое зерцало царских родословных» приводит пример {60} того, как могли ставиться вопросы и даваться ответы соперниками. Камалашила «прибыл к реке Паричу, что в местности Самье, а Хэшан сказал, что встретит пандита, и уехал к берегу той реки. Хэшан туда приехал. Камалашила увидел его и подумал: „Если этот Хэшан умный, то я истинно одержу победу. Если он дурак, то мне не победить". Для того чтобы выявить знания Хэшана, он придумал вопрос: „В чем состоит причина скитаний человеческих душ в этом тройном круговороте бытия?" Чтобы выразить вопрос, Камалашила три раза описал окружность рукой над своей головой. Хэшан увидел это и подумал: „Причина скитаний в двух крайностях!" Для того чтобы ответить, он взял полу своего халата и дважды опустил ее. Камалашила подумал: „Этот Хэшан умный, я одержу победу"» [Светлое зерцало царских родословных, 1961, с. 43-44].

Индийские буддисты действительно одержали победу, буддизм тантристского толка больше подходил к условиям Тибета. Нельзя исключать и политический фактор - Китай и Тибет уже много лет постоянно воевали между собой. Диспут завершился трагически. Хэшана и его сторонников забили камнями. Китайские буддисты в отместку убили Камалашилу [Huston, 1931-1932, р. 192, 195]. При дворе было немало людей, неприязненно относившихся к Китаю, они поддерживали буддистов из Индии, и сам цэнпо был настроен в пользу выходцев из Индии. По сообщению «Красных анналов», главы диспутов не пострадали: «Затем прибыл Камалашила, и король сидел между [двумя спорящими]. Камалашила начал выставлять доводы против Хэшана и победил его. Затем Хэшан был отправлен обратно в свою страну, а его книги запрещены, так говорят. Система Камалашилы и система Хэшана соответственно именовались Цэнминпа и Тонминпа» [Demieville, 1962, р. 192,195]5.

Огромные внутренние преобразования и военные победы Тисон Дэцэна были оценены современниками, и еще при жизни деяния цэнпо были увековечены в камне. В стеле у моста Чонджай, сохранившейся до наших дней, записано: «Цэнпо Тисон Дэцэн! Благодаря успехам вашего отца и деда наша страна стала могущественной, а наша религия укрепилась. Я составил эту надпись, чтобы напомнить о ваших великих деяниях. Вы сделали все то, что ваши отец и дед желали сделать на благо мира и благосостояния нашей страны{61} и для умножения наших мест поклонения. Я написал подробный отчет о ваших блестящих делах и о расширении государства. Этот отчет сейчас хранится в вашем архиве. Цэнпо Тисон Дэцэн! Вы отличаетесь от соседних правителей. Ваша великая слава и власть известны от Раши на западе и до Лонгшана на востоке, а также на севере и на юге. Мы - счастливый народ, благодаря вашему состраданию свободно исповедующий свою религию. Вы великодушны и добры не только к вашим подданным, но и ко всем живым существам. Именно поэтому люди называют вас Великий Божественный Повелитель, Просвещенный и Удивительный» [Shakabpa, 1967, р. 45-46].

С именами Сонцэн Гампо и Тисон Дэцэна связан период раннего распространения буддизма, который выделяют историки буддизма в Тибете.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта