История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.18

Вместе с цэнпо погребались его любимый конь, лук и меч, одежды, которые он носил. Над могилой сооружался «большой дом», место вокруг обсаживалось деревьями и считалось местом жертвоприношений. Позже при могиле размещались рабы и гвардейская стража. Рабы поддерживали в порядке могильный комплекс, а также обслуживали гвардейский караул. Люди, жившие при могиле, именовались «живыми-мертвыми», они не общались с другими «живыми» людьми из соседних селений и пастбищ, жили на пожертвования, огородами и разводили скот. В числе таких людей оказались и «люди общей участи», когда их перестали убивать.

Пока трудно сказать, в какой части список цэнпо, древних правителей Тибета, реальный, а в какой - легендарный. Есть мнение, что реальным цэнпо был Лхатотори Ньенцэн и, возможно, некоторые из его потомков, т.е. пять-шесть правителей до Намри Сон-цэна, отца Сонцэн Гампо. Этих правителей можно отнести к концу V - VI в. Такая датировка их правления может быть сопоставлена и с китайскими известиями о правителях цянов сяньбийского происхождения - Фаньни и его потомках.

Ярлунская династия (или позже, до середины XI в., династия Ту-бо) сыграла решающую роль в формировании ядра тибетской народности. Возможно, уходя корнями в развитый неолит, она развилась в эпоху металла - бронзы и железа. Это была земледельческая цивилизация с развитым скотоводческим хозяйством. Многие правители династии сохранились в поздней письменной традиции как культурные герои, ко времени правления которых отнесены те или иные достижения тибетской цивилизации.

Выжигание древесного угля, плавка медной, железной и серебряной руды, внедрение плуга и ярма для вспашки полей парой {32} быков, создание системы орошения полей, измерение площадей пахотной земли размером участка, вспаханного парой быков, учет скота по количеству шкур (кож), культивирование пастбищ, строительство замков-крепостей - все это было достигнуто к концу VI в. Были расширены пределы территории, управляемой династией, население было поделено на две группы по способу хозяйствования: земледельцев и жителей городов (тонде, тиб. Grong sde) и ско-товодов-полукочевников и кочевников (догде, тиб. Brog sde).

Великий Тибет. Правление Сонцэн Гампо

В VII в. Тибетское государство вышло на мировую арену, всего за несколько десятилетий став одной из решающих сил в Центральной Азии. Завершался процесс консолидации тибетских племен. Тибетское нагорье было в основном освоено. Развивались и укреплялись, взаимно дополняя друг друга, две основные отрасли хозяйства Тибета - земледелие и скотоводство. Районы Конпо, Ньянгпо и Дагпо, в которых выкристаллизовалась тибетская цивилизация в ее ранних формах, были особенно удобны для земледелия. В долинах раскинулись поля, в горах зеленели альпийские луга и шумели девственные леса. С глубокой древности земледелие поддерживалось водами тающих снегов, потоками, стекающими с ледников. Чтобы сильные весенние ветры не сдували плодородный слой почвы, тибетские крестьяне с осени поливали поля и тем самым как бы «цементировали» землю. В Конпо, Ньянгпо и Дагпо в лесных районах издревле разводили большие стада свиней. У тибетских божеств дома и очага была голова свиньи. Главный злак Тибета - ячмень происходил из этих же районов Юго-Восточного Тибета.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта