История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.159

Приведенные выше высказывания принадлежат не случайным любопытствующим туристам, оказавшимся в бедственном положении в незнакомой им стране, а ученому с мировым именем Н.К. Рериху и его спутникам - Ю.Н. Рериху, К.Н. Рябинину и Н.В. Кордашевскому, основательно подготовившимся к тибетской экспедиции. Путешественники, хорошо знакомые с положением дел в Европе, Америке, Китае, Индии и других регионах земли, дали весьма негативную, но достаточно объективную оценку состоянию тибетского общества, аморфности и неэффективности системы управления в Тибете. Вместе с этим все участники экспедиции Н.К. Рериха подчеркивали, что Тибет необычайно богат природными ресурсами, «ископаемыми ценностями, лежащими без разработки» [там же, 2000, с. 234].

«Однако Тибет, как ни странно, не беден, - писал К.Н. Рябинин, - мы упоминали уже об этом, но невежество, суеверие и лень держат народ в цепких когтях нищеты. Для оздоровления страны необходимо прежде всего просвещенное и деятельное правительство и внедрение в сознание народных масс Тибета здоровых идей труда» [Рябинин, 1996, с. 667]. {244}

Итак, Тибет богат природными ресурсами. Но в первой половине XX в. эти богатства пропадали втуне, они не использовались. Невежество и суеверия были обычным явлением, тормозили развитие культуры и хозяйственной деятельности. Большинство тибетцев существовало в условиях нищеты и антисанитарии, в атмосфере «борьбы за выживание». Неэффективность системы управления поражала иностранных наблюдателей. Отдельные попытки улучшить систему правления (Далай-лама XIII, Луншар) блокировались консервативной элитой. Все эти и многие другие негативные явления в жизни тибетского общества существовали во многом благодаря продолжавшейся экономической и культурной изоляции Тибета. В этих условиях где уж было говорить о появлении в Тибете «серьезного и мудрого правительства», «просвещенного и деятельного правительства» и т.п. «Мечтать не вредно» - могли бы мы сказать вместе с читателем и К.Н. Рябинину, и Н.В. Кордашевскому. Но именно мечтать... и только.

Но вернемся к фактам истории.

Поиски и интронизация Далай-ламы XIV

Разгромив заговор Луншара, регент, лончэн, Кашаг и главы трех «великих монастырей» обратились к решению важнейшей задачи - следовало отыскать нового Далай-ламу. Регент монастыря Радэн в эти годы постепенно укреплял свою власть. Ему нужен был кандидат в Далай-ламы, семья которого не имела бы связей среди лхасских аристократов. Монастырь Радэн находился на северо-востоке области уй вблизи Амдо и принимал на «стажировку» амдоских монахов. Регент, как мы увидим ниже, практически определил направление и место поисков нового Далай-ламы: северо-восток, область Амдо. В 1937 г. в Амдо направилась полномочная розыскная делегация монахов, в которую заранее включили переводчика с амдоского диалекта [Богословский, 2002, с. 93]. Делегация установила, что мальчик по имени Лхамо Дондуб из семьи крестьян в местности Такцер в районе монастыря Кумбум около оз. Кукунор по всем признакам является «перерожденцем» умершего Далай-ламы.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта