История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.152

1924    г., говорилось, что Панчен-лама отправился в пустыню подобно мотыльку, которого манит свет лампы. «Трудно предположить, - писал Далай-лама, - что человек, который думает только о себе и который не свободен от трех грехов, может считаться ламой или буддой» (цит. по [Богословский, Москалев, 1984, с. 62]).

Казалось, что во всех кризисных ситуациях 1921-1923 гг. победа оставалась на стороне правительства Далай-ламы. Власти Лхасы даже назначили двух губернаторов для управления городом Шигацэ и районами, подвластными ранее Панчен-ламе. Однако многочисленные последователи Панчен-ламы желали и требовали его возвращения и восстановления в правах, причем некоторые из них готовы были приветствовать китайское вмешательство для этой цели. Часть лхасской аристократии выражала недовольство действиями полиции и другими нововведениями Далай-ламы. Суеверные тибетцы истолковывали некоторые события как предзнаменования грядущих бедствий. Так, около кафедрального собора Джокан росла старая плакучая ива, получившая название «волосы Владыки» (т.е. Будды). В 1924г. сильный ветер сломал множество ветвей ивы, что вызвало страх у жителей Лхасы. Власти распорядились привязать к стволу все отломанные ветви и провести во всех монастырях специальные богослужения. Но бедствие все-таки случилось: в следующем, 1925 г. эпидемия оспы погубила более четверти населения города. Общее настроение в обществе было против каких-либо нововведений. И это, и постоянное сопротивление со стороны высшего духовенства, а также части аристократии не позволили Далай-ламе продолжать политику реформ. Верховный лидер Тибета был вынужден пойти на уступки. В 1925 г. он сместил своего фаворита Царона с поста главнокомандующего и назначил вместо него Дзаса Думпа, которого Шакабпа характеризует как ленивого и безынициативного человека. Царон на время сохранил должность калона, но потерял свое влияние. Луншар стал секретарем по делам обороны. Сторонники Царона генералы Шасур и Цого, а также калон Кемэй лишились своих должностей [Shakabpa, 1967, р. 264]. По некоторым сведениям, были отправлены в отставку 12 высших военных чинов16 [Уа Hanzhang, 1993, р. 339]. Далайлама {234}прекратил увеличение армии и практически приостановил деятельность столичной полиции. В 1926 г. была закрыта светская школа в Гьянцэ.

Еще ранее, в 1922 г., скончался колон Джампа Тэндар, давний сподвижник Далай-ламы XIII. После его смерти губернатором Кама стал колон Цимён. Между тем положение в Каме не было стабильным. Китайские милитаристы в провинциях Цинхай, Сычуань, Ганьсу, занятые междоусобными столкновениями и укреплением своей власти в борьбе с соперниками, не могли направить крупные военные силы против тибетской армии. Еще меньшие возможности к этому были у правительств в Пекине и Гуанчжоу. Все это позволяло тибетским властям постоянно расширять область своего контроля в Восточном Тибете. Заставы и патрули тибетцев проникали все дальше на север и восток Кама. Так, монгольское посольство в Тибет весной 1927г., двигавшееся в Лхасу по северному пути, встретило первую тибетскую заставу на р. Напчатай-Улан-Морин, вторую - на р. Мур-Усу, третью - в урочище Китай-ширин перед перевалом Данла, четвертую - на р. Шагчу. Как можно видеть, северный путь из Амдо в Лхасу оказался «прикрыт» тибетцами достаточно плотно. На каждой заставе располагался отряд «в 20-30 тибетских солдат, вооруженных кремневыми ружьями и большими тибетскими мечами. На зиму первые два кордона, стоящие на р. Напчатай-Улан-Морин и р. Мур-Усу, выдвигались ближе к горам Гурбун-Хапцага, где начинаются поселения тибетских номадов» [Андреев, 1997, с. 183]. Главная застава на северном пути находилась в Нагчу, где обычно окончательно решался вопрос, можно ли допустить этот караван или этого человека (прежде всего иностранца) в Лхасу.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта