История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.13

Правитель не покинет подданных.

Если правитель покинет подданных,

Придет конец Ча...

Подданные не покинут правителя.

Если подданные покинут правителя,

Засохнет лес.

Правитель приходит править людьми. Люди - это тибетцы, бод-ми, люди Бод. Основатель династии, первый правитель Ньяти-цэнпо, сын небесного божества Лха, спустился с Неба по священной горе-лестнице в девять ступеней, соединяющей небеса и землю. Он пришел по призыву людей, чтобы управлять ими. Люди просили его: «Поскольку ты цэнпо, сошедший с Неба, мы просим тебя быть нашим правителем». Они возвели его на трон и стали почитать как государя - гьялпо. Как преемник клана Ча, Ньяти-цэнпо обладал необычной внешностью. Глаза у него были как у птицы и закрывались не сверху вниз, а снизу вверх. Брови были из бирюзы, зубы как белые раковины, усы как у тигра, между пальцами рук и ног, как у гуся или иной водоплавающей птицы, имелись перепонки.

Почтенный господин Нъяти-цэнпо,

Он явился, испытывая сострадание к черноголовым людям. . .

Правител ь черноголовых...

[Uray, 1966, р. 245].

Он пришел, чтобы избавить тибетцев от внутренних смут и от внешних врагов

Из Гундана, страны божества Лха,

Семи сфер голубого Неба,

Пришел сын Лха, защитник людей.

Справедливыми законами и его великим разумом Были объединены все малые правители. {24}

Свою силу Нъяти-цэнпо доказал в борьбе с красным яком на берегу озера. Цэнпо убил красного яка стрелой, як охранял озеро; после того как он был убит, люди смогли добывать из озера соль. Правитель должен был быть физически здоров. В его личности была «представлена постоянно перерождающаяся сущность священных предков, которая воплощалась в каждом короле в возрасте наступления зрелости (тринадцать лет) и оставалась воплощенной в нем до тех пор, пока его старший сын не достигал того же возраста зрелости и всходил на трон как следующее звено перевоплощающихся предков» [Haart, 1969, р. 108].

Предполагалось, что правители обладали некой харизматической силой Чаб-си, которая оберегалась жрецами бон. В управлении страной цэнпо помогали бонский шаман и министр. Когда цэнпо сидел на троне, то шаман находился справа от него, а министр - слева.

Ньяти-цэнпо, по преданию, построил первый замок. В тибетских источниках есть сведения о том, что власть вначале переходила не к старшему, а к младшему сыну цэнпо. Старший сын стал наследником позже. Когда старший сын достигал зрелости, цэнпо, его отец, должен был умереть. И действительно, первые цэнпо умирали рано. Источники упоминают о цэнпо, которые якобы живыми ушли в могилу. Та же участь постигала и заболевшего цэнпо. Легенда о тридцатом цэнпо До Ньендэу рассказывает, что цэнпо заболел проказой и по этой причине был лишен власти и должен был умереть.

Объединение группы тибетских племен под водительством Ньяти-цэнпо было вызвано и необходимостью противостоять внешним врагам:

Когда государи четырех стран света Выступили из своих ставок,

В то время не было правителя у народа Бод-Кам,

В это время народ не смог оказать сопротивления врагам,

Число воинов было невелико,

И именно в это время не было с ними государя!


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта