История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.121

Отработки также были различными. Крестьяне должны были косить траву и носить воду, ткать сукно, заниматься строительными и горнорудными работами, ремонтом каменных дамб и т.д. Крестьяне обрабатывали земли имений и пасли стада их владельцев. Наконец, все крестьяне должны были нести воинскую повинность.

Вся система сбора налогов и выполнения повинностей была достаточно сложной. Так, например, отдельные районы или деревни могли выплачивать только один вид натурального налога либо выполнять только один вид повинности, и их освобождали от всех остальных видов. Например, в одной деревне вблизи Лхасы ткали одежду для Далай-ламы, и эта деревня не платила никаких иных налогов. Чиновники почтовых станций, офицеры низших рангов и, по всей видимости, старосты деревень и управляющие имений получали участки земли, свободные от уплаты налогов.

В XIX в. сборщики налогов и цзонпёны могли уменьшать сумму земельного налога в случае неурожая или в иных чрезвычайных обстоятельствах. Цзонпёны должны были обращаться с соответствующей просьбой в государственное казначейство.

Три типа земельных владений

Государственные земли. Финансовое ведомство в Лхасе сохраняло регистры всех земель, непосредственно управляемых государством. Продукция с этих земель поступала в различные казначейства (сокровищницы): в Лавране - в главное казначейство, в личное казначейство Далай-ламы, в резервное «казначейство Сыновей Неба» и в казначейство армии.

Из прокламации цинского амбаня, опубликованной около 1792 г., видно, что главное казначейство Тибета контролировало в это время 190 имений, расположенных в 54 различных районах. Эти имения обрабатывали крестьяне, призванные на отработки, или наемные работники.

Имения находились под контролем {187} цзэпёнов (счетоводов, учетчиков) и дэпа, назначаемых казначейством.

Начальники имений, один на каждое имение либо один на группу имений в каждом районе, ведали всем управлением имений.

Начальник имения мобилизовывал крестьян для выполнения трудовой повинности, и они должны были обрабатывать и поливать земли имения. Он предоставлял им семена и рабочий скот. Урожай, который нужно было собрать с каждого имения, определялся в зависимости от качества земли и количества посеянных семян. После сбора урожая начальник имения передавал в казначейство установленное количество зерна и брал себе все, что удавалось собрать сверх этого. Иногда начальник имения лично не занимался делами, а посылал своих представителей, которые и вели дела от его имени.

В прокламации 1792 г. отмечались различные злоупотребления со стороны начальников имений. Например, они мобилизовывали большее количество крестьян, чем требовала обработка земель имения. «Лишних» крестьян заставляли обрабатывать личные земли. Были даже случаи, когда начальник имения «продавал» право на труд этих «лишних» крестьян.

Следует признать, что, хотя цинские амбани сами по себе часто отличались корыстолюбием, неумением либо нежеланием добиваться наведения порядка, обуздания коррупции, уменьшения произвола местных чиновников, в общем плане они были лично и весьма серьезно заинтересованы в поддержании порядка, сохранении спокойствия, в эффективном функционировании тибетского административного аппарата.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта