История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.118

В Западном Цзане полунезависимым княжеством являлись владения Сакья. Они включали около 60 деревень и около 20 монастырей, расположенных в этом районе. У сакьяского иерарха имелись первый министр и штат чиновников. В Амдо и в других районах существовали «дочерние» монастыри Сакья, настоятели которых назначались, или, лучше сказать, определялись, сакьяскими иерархами и которые посылали своих послушников и монахов на обучение в Сакья.

В Каме действовали крупные монастыри секты Гэлугпа. Монастырь в Чамдо возглавлял «живой будда» Пагпа Лха. Управленческий {182} штат монастыря составляли три главных ламы (ламы-министры) и 24 светских чиновника. Монастырь контролировал территорию, на которой проживало более 80 тыс. семей. Непосредственно в монастырских имениях находилось более 10 тыс. семей крестьян. К юго-востоку от Чамдо монастырь Дагьяб также возглавлял «живой будда». Монастырь Чамдо являлся филиалом монастыря Сэра, а монастырь Дагьяб - филиалом монастыря Дэггун. Настоятели упомянутых камских монастырей должны были пройти обучение в соответствующих лхасских монастырях, титулы им присваивались Лхасой, тибетское правительство также могло определять назначения внутри монастырской администрации. К западу от Чамдо и Дагьяба находился район Пагшод, владение «живого будды» монастыря Кунделин в

Лхасе. Территория Пагшод делилась на 6-8 небольших областей, которыми управляли чиновники, назначаемые на три года из Лхасы [ibid., р. 139].

Таким образом, внутри правящего класса тибетского теократического государства можно определить четыре основные группы: 1) высшая лхасская знать, 2) местные наследственные правители, 3) светские чиновники-дворяне, 4) чиновники-монахи.

Ко второй группе должны быть отнесены вожди полунезависимых владений Лха Гьяри и Поюл, правители небольших княжеств Кама, наследственный настоятель монастыря Сакья (являвшийся одновременно правителем полунезависимого владения Сакья), «живые будды» монастырей секты Гэлугпа и др.

В третьем случае мы имеем дело с «дворянскими» семьями, члены которых наделены наследственными семейными поместьями. Внутри своих имений они исполняли определенные судебные и административные функции. Они владели имениями на правах несения государственной службы в качестве чиновников. Как чиновники они к тому же получали жалованье. Чиновничьи должности не являлись наследственными, и каждый дворянин обычно в течение своей жизни занимал разные должности.

Монахи-чиновники, разумеется, тоже не передавали свои должности по наследству. Им не предоставляли земельные владения, но они получали жалованье. Правда, колоны и чиновники на местах (главы районов) получали временно земельное владение в соответствии с их должностью. Во всех случаях для всех представителей правящего класса права на владение землей были связаны с выполнением политикоадминистративных функций, и наоборот. Чиновники получали свою часть доходов с земли в той или иной форме. Не существовало собственников земли (имений), не занятых {183} на государственной службе, не занятых управлением государства в широком смысле этого слова. С другой стороны, не существовало и чиновника, который не имел бы экономических привилегии. Те же сотни семей и лиц, которые владели землей, контролировали также и государственный аппарат, говоря иначе, они-то и представляли собой государственный аппарат.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта