История Тибета с древнейших времен до наших дней стр.103

Всей церемонией руководил Панчен-лама VII, который и дал новому «перерожденцу» имя Цултим Гьяцо. Далай-лама X Цултим Гьяцо, слабый здоровьем, скончался в 1837 г. в возрасте 21 года. Два кандидата на роль Далай-ламы XI были привезены в Лхасу и подвергнуты испытаниям. Официальное избрание произошло в 1841 г. по жребию, с использованием золотой урны. Один из амбаней вынул билетик с именем перерожденца; им оказался уроженец Гартара из восточного Кама. Панчен-лама дал ему имя Кэдуб Гьяцо, и он был признан Далай-ламой XI [Shakabpa, 1967, р. 176]. В 1842г. во дворце Потала состоялась церемония его возведения на трон.

В правление регента Цэмолин Джампэл Цултима была произведена перепись населения и учет производимой продукции в провинции Уй. Правительство Лхасы дважды направляло войска для приведения к покорности племен в Амдо около Кукунора и населения района Пово в Каме [ibid.].

Вернемся еще раз к процедуре избрания нового Далай-ламы. Через несколько месяцев или даже несколько лет после кончины его предшественника Кашаг и настоятели трех «великих монастырей» посылали группы монахов для нахождения нового перерожденца ^а №nhzang, 1994, р. 180,184]. Иногда прежний Далай-лама перед смертью давал указания - в каком районе, каком направлении от Лхасы, какой семье родится тот ребенок, которому суждено стать его перерожденцем. Он мог определить годы рождения отца и матери перерожденца, год рождения его самого, сказать, какие деревья растут около его дома, как выглядит сам дом, какой ручей или гора находятся около него и т.п. [Ве11,1924, р. 51]. Иногда соответствующие указания давал государственный оракул в Лхасе Нёйчун-чойчжон.

Когда монахи находили ребенка, семья и дом которого и сам он соответствовали определенным указаниям, они осматривали мальчика и «экзаменовали» его. Если он узнавал «свои» вещи: чётки, кольцо, чашу, части одежды своего предшественника, легко и правильно отвечал на вопросы о «своей» жизни в предшествующем перерождении, то становился «кандидатом» в Далай-ламы. В XIX в., когда в Лхасе несколько раз исполнялась церемония выбора посредством «жребия из золотой урны», таких кандидатов отбиралось несколько. {159}

Г.Ц. Цыбиков так описывает эту церемонию: «Избрание Далай-ламы до 1882 г., года выбора десятого перерожденца, основывалось на предсказаниях высших лам и определениях прорицателей, но при выборе десятого перерожденца впервые было применено на практике установленное при императоре Цяньлун (так в тексте. - Б.М.) метание жребия посредством так называемой „сэрбум" („золотая урна"). Оно состоит в том, что имена трех кандидатов, определенных прежним порядком, пишут на отдельных билетиках, которые затем кладутся в золотую урну. Эта урна сначала ставится перед большой статуей Чжово-Шакья-муни, и возле нее депутатами от монастырей совершаются богослужения о правильном определении перерожденца. Затем урна переносится в Поталу, во дворец Далай-ламы, и здесь перед дощечкой с именем императора, в присутствии высших правителей Тибета и депутации от главнейших монастырей маньчжурский амбань посредством двух палочек, заменяющих у китайцев вилки, вытаскивает один из билетиков. Чье имя написано на этом билетике, тот и возводится на далай-ламский престол. Избрание утверждается императорской грамотой...» [Цыбиков,


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта