Алтай. Жемчужина и сердце Евразии стр.78

Заключительное выступление спортсменов-конников на самых выносливых и быстроногих лошадях - аргымаках можно назвать кульминацией спортивного праздника, где победителя

«Чага-байрам» в переводе означает «белый праздник». Это давно забытый праздник. Впервые он проводился в далекой высокогорной Чуиской степи, так как именно чуицы сохранили ламаистский обряд встречи Нового года. Этот праздник отмечается вместе с монголами, тувинцами, бурятами, калмыками,

Праздник начинается с началом новолуния в конце февраля - начале марта. С раннего утра совершается обряд поклонения солнцу, Алтаю. На специальном тагыле-алтаре пре подносят угощения из молочных продуктов, привязываются кыйра-ленточки, зажигается костер, и все это сопровождается благопожеланиями. Обычно обряд совершают мужчины, придерживавшиеся предновогоднего поста с чтением сутр и тд.

После исполнения обряда начинается непосредственно празднование - собирается народ, устраиваются всевозможные культурные и спортивные мероприятия. Катаются с горы на санках и на шкурах скота и т.д.

Дьылгаяк

Языческий праздник Дьылгаяк - это то же самое, что и Масленица у русского народа. Хотя многие народы приняли христианство, но этот праздник, символизирующий язычество, все равно остался. В этот день народ собирается на улице. Сжигаются соломенные и другие чучела - символика уходящего года. Устраиваются увеселительные мероприятия в шутовских одеяниях. Идет большая ярмарка, и устраиваются веселые аттракционы с песнопениями.

КАЗАХИ

В конце XIX в. несколько казахских родов откочевали в Чуй-скую степь из Восточного Казахстана. Одной из главных причин их переселения на Алтай было сокращение пастбищ в Усть-Каменогорском уезде Семипалатинской области. С этого времени на территории Горного Алтая появилась новая этническая группа - чуйские казахи. История пограничных миграций казахов очень подвижна и нестабильна: неоднократно казахские роды пересекали границу, селясь то в Монголии, то возвращаясь обратно в Сибирь.

В начале 1990-х гг., например, многочисленные казахские семьи уехали в ставший независимым Казахстан. Но спустя несколько лет многие алтайские казахи, не прижившись в «более современном» Казахстане, вернулись обратно. На сегодняшний день в Кош-Агачском районе проживают около 11 тыс. казахов - чуть больше половины местного населения.

Традиционное жилище казахов представляет собой деревянный дом с плоской крышей. Зимой в этом районе не бывает большого снега, и двускатная крыша не используется. Подобно алтайцам, у многих казахов во дворе стоит юрта, выполняющая

В некоторых местах можно увидеть старинную войлочную сборную юрту, которой казахи пользуются во время кочевий. Основу юрты составляет каркас из тростниковых прутьев, составленных в форме решетки. Вокруг прутьев обвиты шерстяные пояса с ярким цветным орнаментом, они выполняют роль современных обоев и слркат для тепла и украшения интерьера. С внешней стороны каркас укрыт толстым войлоком Деревянная дверь в юрту маленькая, входить нужно сильно нагнувшись, чтобы не удариться. Говорят, что подобные юрты, помимо легкой и быстрой сборки (они сделаны без единого гвоздя), обладают еще свойством долговечности: у хороших хозяев они слркат до 40 лет!


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Карта
rss
Карта